ВведениеСтраница 1
Реформирование системы профессионального образования и принятие государственного образовательного стандарта профессионального образования определяет стратегию и тактику развития профессиональных учебных заведений, предъявляет новые требования к уровню подготовки высококвалифицированных, широко эрудированных специалистов, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг.
Изменение целей образования, ориентированных на удовлетворение потребностей личности в выборе своего образовательного пути, в получении избранного самой личностью профессионального образования значительно расширило права учреждений в области отбора содержания образования и педагогических технологий, в расширении поля профессиональной деятельности.
В настоящее время главной целью профессионального образования является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие социально адаптированной, конкурентоспособной личности и ее творческой активности. Выпускник профессионального учебного заведения выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть определенной профессией, которая пользуется спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть культурой профессиональной деятельности, чтобы быть конкурентоспособным и чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» – работодателя.
Эффективность внедрения компетентностного подхода в образовании не вызывает сомнений, поэтому необходимо разрабатывать новые принципы, методы обучения.
Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих профессиональных и жизненных трудностей или отрицают их наличие; это препятствует эффективному разрешению проблем.
Поэтому необходимо исследовать уровень развития компетентности каждого участника процесса профессионального образования, в том числе на предмет сформированности такого компонента компетентности, как социально-личностные компетенции.
Вопросы социальной компетенции личности – это не только теоретическая, но и практическая проблема, связанная с решением задач построения общества, в котором личностный фактор выдвигается на первое место. Это и обуславливает актуальность проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс учебного заведения.
Цель данной работы: Выявление психологических особенностей СЛК.
Объект: Социально-личностные компетенции
Предмет: отдельные компоненты социально-личностных компетенций: сотрудничество как доминирующая стратегия поведения в конфликтной ситуации, организаторские способности, стрессоустойчивость, толерантность, уверенность в себе и др.
Характеристики выборки студенты 1 и 4 курсов педагогических вузов г. Екатеринбурга («Российский государственный профессионально-педагогический университет» и «Уральский государственный педагогический университет»).
Задачи:
проанализировать теоретические аспекты проблемы компетентности и социально-личностных компетенций (СЛК);
обобщить материалы по данной теме;
описать психологические особенности СЛК
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения о профессионально обусловленной структуре личности Платонова К.К., социально-профессиональной компетентности человека Зиминой И.А., структуре деятельности и личности Марковой А.К., Рубинштейна С.Л., а также разработки Зеера Э.Ф. по внедрению компетентностного подхода в образование.
Гипотеза: респонденты из полной семьи оценивают социально-личностные компетенции как значимые для субъектов профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении качественных особенностей социально-личностных компетенций у каждого респондента в отдельности, что позволяет рассчитывать траекторию индивидуального пути профессионального развития, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при становлении специалиста, а также разрабатывать рекомендации индивидуально для каждого субъекта профессиональной деятельности как конкурентоспособной, активной и творческой личности.
Ребёнок и взрослый. Роль общения со взрослыми в
развитии ребенка
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово «communication» происходит от латинского «связывать, давать». Во всех этих словах мы можем увидеть как язык отражает од ...
Становление экспериментального метода в психологии
Наиболее важными характерными признаками науки являются:
а) систематический характер входящих в ее состав знаний;
б) пользование определенными методами исследования;
в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами.
Г. Эббингауз говорил, что у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Сам термин «п ...
Индивидуальный стиль деятельности.
Особенности темперамента выступают, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности. Поучительны в этом отношении результаты наблюдений за работой ткачих-многостаночниц (исследование Е. А. Климова). Оказалось, что высоких производственных успехов при работе на нескольких станках могли достигать работницы как с по ...