ВведениеСтраница 1
Реформирование системы профессионального образования и принятие государственного образовательного стандарта профессионального образования определяет стратегию и тактику развития профессиональных учебных заведений, предъявляет новые требования к уровню подготовки высококвалифицированных, широко эрудированных специалистов, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг.
Изменение целей образования, ориентированных на удовлетворение потребностей личности в выборе своего образовательного пути, в получении избранного самой личностью профессионального образования значительно расширило права учреждений в области отбора содержания образования и педагогических технологий, в расширении поля профессиональной деятельности.
В настоящее время главной целью профессионального образования является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие социально адаптированной, конкурентоспособной личности и ее творческой активности. Выпускник профессионального учебного заведения выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть определенной профессией, которая пользуется спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть культурой профессиональной деятельности, чтобы быть конкурентоспособным и чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» – работодателя.
Эффективность внедрения компетентностного подхода в образовании не вызывает сомнений, поэтому необходимо разрабатывать новые принципы, методы обучения.
Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих профессиональных и жизненных трудностей или отрицают их наличие; это препятствует эффективному разрешению проблем.
Поэтому необходимо исследовать уровень развития компетентности каждого участника процесса профессионального образования, в том числе на предмет сформированности такого компонента компетентности, как социально-личностные компетенции.
Вопросы социальной компетенции личности – это не только теоретическая, но и практическая проблема, связанная с решением задач построения общества, в котором личностный фактор выдвигается на первое место. Это и обуславливает актуальность проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс учебного заведения.
Цель данной работы: Выявление психологических особенностей СЛК.
Объект: Социально-личностные компетенции
Предмет: отдельные компоненты социально-личностных компетенций: сотрудничество как доминирующая стратегия поведения в конфликтной ситуации, организаторские способности, стрессоустойчивость, толерантность, уверенность в себе и др.
Характеристики выборки студенты 1 и 4 курсов педагогических вузов г. Екатеринбурга («Российский государственный профессионально-педагогический университет» и «Уральский государственный педагогический университет»).
Задачи:
проанализировать теоретические аспекты проблемы компетентности и социально-личностных компетенций (СЛК);
обобщить материалы по данной теме;
описать психологические особенности СЛК
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения о профессионально обусловленной структуре личности Платонова К.К., социально-профессиональной компетентности человека Зиминой И.А., структуре деятельности и личности Марковой А.К., Рубинштейна С.Л., а также разработки Зеера Э.Ф. по внедрению компетентностного подхода в образование.
Гипотеза: респонденты из полной семьи оценивают социально-личностные компетенции как значимые для субъектов профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении качественных особенностей социально-личностных компетенций у каждого респондента в отдельности, что позволяет рассчитывать траекторию индивидуального пути профессионального развития, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при становлении специалиста, а также разрабатывать рекомендации индивидуально для каждого субъекта профессиональной деятельности как конкурентоспособной, активной и творческой личности.
Рефлексия
Рефлексия (англ. reflection) – мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим (ими), своих задач, назначения и т.д. с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действител ...
Изучение песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений
детей с нарушениями интеллекта. Социометрическое
исследование состояния межличностных отношений в группе младших школьников С
В проведении социометрического исследования приняло участие 10 учащихся 1-го класса с нарушениями интеллекта «Центра дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени».
На наш взгляд, эффективное изучение межличностных отношений возможно с помощью социометрического метода исс ...
"Комплекс Эдипта" и начало тотемизма
Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и
"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна
люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается
на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-
нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был
запрещен (религией, законодательств ...