Введение
Страница 1

Реформирование системы профессионального образования и принятие государственного образовательного стандарта профессионального образования определяет стратегию и тактику развития профессиональных учебных заведений, предъявляет новые требования к уровню подготовки высококвалифицированных, широко эрудированных специалистов, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг.

Изменение целей образования, ориентированных на удовлетворение потребностей личности в выборе своего образовательного пути, в получении избранного самой личностью профессионального образования значительно расширило права учреждений в области отбора содержания образования и педагогических технологий, в расширении поля профессиональной деятельности.

В настоящее время главной целью профессионального образования является не столько формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, сколько развитие социально адаптированной, конкурентоспособной личности и ее творческой активности. Выпускник профессионального учебного заведения выходит на рынок труда со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть определенной профессией, которая пользуется спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть культурой профессиональной деятельности, чтобы быть конкурентоспособным и чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» – работодателя.

Эффективность внедрения компетентностного подхода в образовании не вызывает сомнений, поэтому необходимо разрабатывать новые принципы, методы обучения.

Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих профессиональных и жизненных трудностей или отрицают их наличие; это препятствует эффективному разрешению проблем.

Поэтому необходимо исследовать уровень развития компетентности каждого участника процесса профессионального образования, в том числе на предмет сформированности такого компонента компетентности, как социально-личностные компетенции.

Вопросы социальной компетенции личности – это не только теоретическая, но и практическая проблема, связанная с решением задач построения общества, в котором личностный фактор выдвигается на первое место. Это и обуславливает актуальность проблемы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс учебного заведения.

Цель данной работы: Выявление психологических особенностей СЛК.

Объект: Социально-личностные компетенции

Предмет: отдельные компоненты социально-личностных компетенций: сотрудничество как доминирующая стратегия поведения в конфликтной ситуации, организаторские способности, стрессоустойчивость, толерантность, уверенность в себе и др.

Характеристики выборки студенты 1 и 4 курсов педагогических вузов г. Екатеринбурга («Российский государственный профессионально-педагогический университет» и «Уральский государственный педагогический университет»).

Задачи:

проанализировать теоретические аспекты проблемы компетентности и социально-личностных компетенций (СЛК);

обобщить материалы по данной теме;

описать психологические особенности СЛК

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения о профессионально обусловленной структуре личности Платонова К.К., социально-профессиональной компетентности человека Зиминой И.А., структуре деятельности и личности Марковой А.К., Рубинштейна С.Л., а также разработки Зеера Э.Ф. по внедрению компетентностного подхода в образование.

Гипотеза: респонденты из полной семьи оценивают социально-личностные компетенции как значимые для субъектов профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении качественных особенностей социально-личностных компетенций у каждого респондента в отдельности, что позволяет рассчитывать траекторию индивидуального пути профессионального развития, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при становлении специалиста, а также разрабатывать рекомендации индивидуально для каждого субъекта профессиональной деятельности как конкурентоспособной, активной и творческой личности.

Страницы: 1 2


Теоретические аспекты изучения воображения. Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе
Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении. С ...

Критерии антисоциального расстройства личности по DSM-III-R
А. Возраст на данный момент не младше 18 лет. Б. По крайней мере три расстройства поведения из нижеследующих, проявившиеся до 15 лет: 1) пациент часто прогуливал занятия в школе; 2) не менее двух раз тайком от родителей или лиц, их заменяющих, уходил из дома на всю ночь (или один раз, но не возвратившись наутро); 3) часто затевал др ...

Временные задержки развития речи
По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей запас слов не соответствует их возрасту; развитие фразовой речи идет с опозданием; долго держатся дефекты звукопроизношения. Причиной этого могут быть различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно влияют жел ...