Введение.

Для современной психологической науки изучение закономерностей и формирования психосоматических заболеваний является сегодня чрезвычайно актуальной проблемой, по мнению большинства исследователей [7, 10, 35]

Термин "психосоматика" был введен в научный обиход 180 лет назад немецким врачом Хейнротом. Мы называем какие-либо болезненные проявления психосоматическими только в том случае, если нам удается установить прямую зависимость возникновения этих симптомов от соответствующих психоэмоциональных факторов, каких-то конкретных событий. И, конечно, нет нужды искать психологические истоки каждой простуды или головной боли - есть множество болезней, имеющих вполне естественные биологически и генетически обусловленные причины. [15, 24]

Актуальность психосоматические расстройства — нарушения функций органов и систем, обусловленные психогенными нарушениями, занимают все большее место в заболеваемости детско-подросткового населения, составляя, по данным некоторых исследователей, от 10 до 40% из числа обращающихся за медицинской помощью детей и подростков. При этом часто отмечается недостаточная эффективность обычно применяемого симптоматического лечения, что приводит к усложнению и хронизации психосоматических расстройств. [5,32,55]

Большое значение, наряду с медицинским, имеет также социальный аспект проблемы — выраженное дезадаптирующее влияние психосоматических расстройств с частыми обострениями и госпитализациями, а иногда и ранней инвалидизацией. [24,62,63]

К настоящему времени этой проблеме посвящено большое количество работ, в основном, зарубежных исследователей, последователей З.Фрейда, изучавших психогенные соматические расстройства у детей, исходя из основных положений психоанализа, и в качестве лечения рекомендовавших только психотерапевтическое воздействие.

Целью настоящей работы является исследование психических состояний у психосоматических пациентов в динамике применения символдраматических сеансов и комплексное сравнительно-возрастное изучение психосоматических расстройств, на основе онтогенетического принципа их формирования, с описанием клинических проявлений, уточнением этиологии, факторов риска и дифференцированного лечения и профилактики методом символдрама. [11,54]

Объектом изучения данной работы являются психические состояния у психосоматических пациентов.

Предметом является символ драма, как метод психотерапии.

Исходя из выше изложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что применение симовлдраматических сеансов благоприятно влияет на психическое состояние и самочувствие психосоматических пациентов.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить личностные и психоэмоциональные особенности людей с психосоматической патологией, рассмотренные в психологической и медицинской литературе.

2. Описать начальные проявления и последующие этапы развития психосоматических расстройств.

3. Исследование психических состояний и самочувствия психосоматических больных.

4. Математический анализ полученных результатов.

5. Исследование зависимости применения символдраматических сеансов на психическое состояние и самочувствие психосоматических пациентов.

Теоретическое значение и научная новизна: В настоящей работе, впервые включающей сравнительно-возрастное комплексное динамическое клинико-психопатологическое изучение ряда психосоматических расстройств, на репрезентативной группе больных, разработана новая, основанная на системном подходе, клинико-онтогенетическая концепция возникновения психосоматических расстройств. [13]

Впервые установлены критерии перехода непатологических (вегетососудистых) форм соматического сопровождения эмоций в патологические (психовегетативные) формы — психосоматические нарушения.

Практическая значимость настоящей работы заключается в следующем: лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. [7,14,28] При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое “декондиционирование” (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний. Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с тем, что отколовшийся от сознания, т.е. вытесненный материал “возвращается” в символической форме в образное сознание. [20,21,35] Тем самым прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против вытесненного.

Символдрама показана также в случаях нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, психосоматических расстройств, ночного недержания мочи (энуреза), заикания, нервной анорексии и других нарушений питания, деструкции функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях, в случае обусловленных невротическим развитием личности нарушений адаптационной способности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учебе.


Количественные признаки малой группы
«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точно ...

Обучение запоминанию с использованием мнемических средств
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить ...

Методические рекомендации по оптимизации песочной игротерапии как средства коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта
Продуманность и целенаправленность воспитательного применения песочной игротерапии - необходимое условие работы с любой из категорий детей с ограниченными возможностями. В более зрелом возрасте многим удается так или иначе компенсировать и самостоятельно учитывать в игровом поведении естественные ограничения своих возможностей, но в дет ...