Введение.

Для современной психологической науки изучение закономерностей и формирования психосоматических заболеваний является сегодня чрезвычайно актуальной проблемой, по мнению большинства исследователей [7, 10, 35]

Термин "психосоматика" был введен в научный обиход 180 лет назад немецким врачом Хейнротом. Мы называем какие-либо болезненные проявления психосоматическими только в том случае, если нам удается установить прямую зависимость возникновения этих симптомов от соответствующих психоэмоциональных факторов, каких-то конкретных событий. И, конечно, нет нужды искать психологические истоки каждой простуды или головной боли - есть множество болезней, имеющих вполне естественные биологически и генетически обусловленные причины. [15, 24]

Актуальность психосоматические расстройства — нарушения функций органов и систем, обусловленные психогенными нарушениями, занимают все большее место в заболеваемости детско-подросткового населения, составляя, по данным некоторых исследователей, от 10 до 40% из числа обращающихся за медицинской помощью детей и подростков. При этом часто отмечается недостаточная эффективность обычно применяемого симптоматического лечения, что приводит к усложнению и хронизации психосоматических расстройств. [5,32,55]

Большое значение, наряду с медицинским, имеет также социальный аспект проблемы — выраженное дезадаптирующее влияние психосоматических расстройств с частыми обострениями и госпитализациями, а иногда и ранней инвалидизацией. [24,62,63]

К настоящему времени этой проблеме посвящено большое количество работ, в основном, зарубежных исследователей, последователей З.Фрейда, изучавших психогенные соматические расстройства у детей, исходя из основных положений психоанализа, и в качестве лечения рекомендовавших только психотерапевтическое воздействие.

Целью настоящей работы является исследование психических состояний у психосоматических пациентов в динамике применения символдраматических сеансов и комплексное сравнительно-возрастное изучение психосоматических расстройств, на основе онтогенетического принципа их формирования, с описанием клинических проявлений, уточнением этиологии, факторов риска и дифференцированного лечения и профилактики методом символдрама. [11,54]

Объектом изучения данной работы являются психические состояния у психосоматических пациентов.

Предметом является символ драма, как метод психотерапии.

Исходя из выше изложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что применение симовлдраматических сеансов благоприятно влияет на психическое состояние и самочувствие психосоматических пациентов.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить личностные и психоэмоциональные особенности людей с психосоматической патологией, рассмотренные в психологической и медицинской литературе.

2. Описать начальные проявления и последующие этапы развития психосоматических расстройств.

3. Исследование психических состояний и самочувствия психосоматических больных.

4. Математический анализ полученных результатов.

5. Исследование зависимости применения символдраматических сеансов на психическое состояние и самочувствие психосоматических пациентов.

Теоретическое значение и научная новизна: В настоящей работе, впервые включающей сравнительно-возрастное комплексное динамическое клинико-психопатологическое изучение ряда психосоматических расстройств, на репрезентативной группе больных, разработана новая, основанная на системном подходе, клинико-онтогенетическая концепция возникновения психосоматических расстройств. [13]

Впервые установлены критерии перехода непатологических (вегетососудистых) форм соматического сопровождения эмоций в патологические (психовегетативные) формы — психосоматические нарушения.

Практическая значимость настоящей работы заключается в следующем: лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. [7,14,28] При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое “декондиционирование” (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний. Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с тем, что отколовшийся от сознания, т.е. вытесненный материал “возвращается” в символической форме в образное сознание. [20,21,35] Тем самым прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против вытесненного.

Символдрама показана также в случаях нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, психосоматических расстройств, ночного недержания мочи (энуреза), заикания, нервной анорексии и других нарушений питания, деструкции функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях, в случае обусловленных невротическим развитием личности нарушений адаптационной способности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учебе.


Информационные технологии как коммуникационный инструмент
В следующей части работы кратко остановимся на проблемах использования компьютера и информационных технологий в целом в качестве коммуникативного инструмента. В последнее время Интернет, единственная система, на которую не распространяется никаких ограничений, связанных за контролем информации или цензурой, приобретает все большее распр ...

Понимание человека в философии
С точки зрения М.К. Мамардашвили, проблемы человека как предмета философских исследований не существует. Не существует в том смысле слова, что философия с самого начала была вынуждена ввести в понимание мира такие абстракции, которые в максимальной мере могли бы устранить все те особенности мировосприятия, которые проистекают из земной, ...

Использование реакций переноса
Психотерапевт может допускать, чтобы на него возникали негативные реакции, но не должен вызывать их преднамеренно. Следует отмечать признаки гнева, разочарования и фрустрации, которые пациент переживает в ходе психотерапевтических отношений. Эти реакции на психотерапевта открывают двери во внутренний мир пациента. Более того, если не и ...