Информация » Системный кризис в психологии » Природа и сущность человека

Природа и сущность человека
Страница 2

Среди более «мягких» философских течений объективист­ского типа — марксистская философия человека. В марксизме природа человека рассматривается как единство биологичес­кого и социального. Человек — и природное, телесное, и об­щественное существо. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие осуществления, а социальность — сущность человека. Социальная жизнь — это деятельность людей, возникающая только в процессе их взаи­модействия, в соединении способностей и взаимном обмене. Индивид, с рождения оторванный от общества, остается жи­вотным. Поскольку человеческая деятельность может сущест­вовать только как общественная, поскольку человек становит­ся человеком лишь вступая в общественные отношения, скла­дывающиеся в процессе общественного производства, то сущ­ность человека предстает как совокупность всех обществен­ных отношений. «Индивид есть общественное существо». Че­ловеческое и общественное предстают синонимами. Вне во­площения своих сил в общественных отношениях человек не проявляется, не развивается и не существует как человек. Процесс общественной жизни не сводится ни к природным, ни к духовным процессам, он предстает специфическим об­щественным бытием.

Деятельность в марксизме изучается как материальный процесс, опосредуемый сознанием, как взаимодействие живо­го телесного человека с материальными предметами внешнего мира. Духовная составляющая деятельности не стала предме­том специального анализа в противоположность предметно-вещной структуре деятельности (главным образом, средств производства материальных благ) и общественных отношений, в рамках которых она возникает (главным образом, экономи­ческих). Поэтому духовность человека выпала из непосред­ственных характеристик его природы и сущности.

Марксистский подход к природе и сущности человека по­стоянно развивается. Современные философы-марксисты при­знают, что деятельность человека не исчерпывает всего богат­ства его связей с миром, а взаимодействие человека и приро­ды не сводится к активному преобразованию последней. Боль­шее внимание стало уделяться и духовной составляющей дея­тельности. Идет активный диалог с теми направлениями, кото­рые традиционно концентрируют внимание на духовном мире человека, в частности, с экзистенциализмом.

Таким образом, мы познакомились с образцами субъекти­вистского и объективистского типа философских учений о че­ловеке.

В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет человека следующим образом:

— он впервые является жизнью, которая осознает сама себя;

— он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причу­да, он не находится ни здесь, ни там;

— человек — это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты.

Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии меж­ду двумя конфликтующими в нем самом мирами - животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем.

Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в сво­ем поведении к животной жизни, или развивая в себе челове­ческие силы, главным образом, разум[22]

Разнообразие и взаимодополнительность, различных тече­ний философской антропологии XX века убеждают, проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диа­лог и взаимообогащение различных течений философской мысли.

Завершая разговор о природе и сущности человека, необходимо ука­жем на различия понятий «человек», «личность», «индивиду­альность».

Страницы: 1 2 


Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и посторонними людьми
Как уже отмечалось, для любого ребенка самым важным человеком для постижения окружающего мира, формирования отношений к нему является мать. Самыми значимыми, во многом определяющими отношения с другими людьми, являются отношения с ней, с отцом, с другими членами семьи. Так как по сравнению со здоровыми детьми больной с церебральным пара ...

Теоретические аспекты изучения психосоматических заболеваний и символдрамы, как метода психотерапии. Понятие о психосоматических расстройствах
Еще Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. То есть необходим целостный подход к обследованию и лечению больного. Психосоматическими заболеваниями называют физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). [ ...

Конфликт как тип трудной ситуации
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего и военно-социальной группы. В этом случае признаками трудной ситуации выступают: – осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мот ...