Информация » Системный кризис в психологии » Природа и сущность человека

Природа и сущность человека
Страница 2

Среди более «мягких» философских течений объективист­ского типа — марксистская философия человека. В марксизме природа человека рассматривается как единство биологичес­кого и социального. Человек — и природное, телесное, и об­щественное существо. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие осуществления, а социальность — сущность человека. Социальная жизнь — это деятельность людей, возникающая только в процессе их взаи­модействия, в соединении способностей и взаимном обмене. Индивид, с рождения оторванный от общества, остается жи­вотным. Поскольку человеческая деятельность может сущест­вовать только как общественная, поскольку человек становит­ся человеком лишь вступая в общественные отношения, скла­дывающиеся в процессе общественного производства, то сущ­ность человека предстает как совокупность всех обществен­ных отношений. «Индивид есть общественное существо». Че­ловеческое и общественное предстают синонимами. Вне во­площения своих сил в общественных отношениях человек не проявляется, не развивается и не существует как человек. Процесс общественной жизни не сводится ни к природным, ни к духовным процессам, он предстает специфическим об­щественным бытием. этот

Деятельность в марксизме изучается как материальный процесс, опосредуемый сознанием, как взаимодействие живо­го телесного человека с материальными предметами внешнего мира. Духовная составляющая деятельности не стала предме­том специального анализа в противоположность предметно-вещной структуре деятельности (главным образом, средств производства материальных благ) и общественных отношений, в рамках которых она возникает (главным образом, экономи­ческих). Поэтому духовность человека выпала из непосред­ственных характеристик его природы и сущности.

Марксистский подход к природе и сущности человека по­стоянно развивается. Современные философы-марксисты при­знают, что деятельность человека не исчерпывает всего богат­ства его связей с миром, а взаимодействие человека и приро­ды не сводится к активному преобразованию последней. Боль­шее внимание стало уделяться и духовной составляющей дея­тельности. Идет активный диалог с теми направлениями, кото­рые традиционно концентрируют внимание на духовном мире человека, в частности, с экзистенциализмом.

Таким образом, мы познакомились с образцами субъекти­вистского и объективистского типа философских учений о че­ловеке.

В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет человека следующим образом:

— он впервые является жизнью, которая осознает сама себя;

— он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причу­да, он не находится ни здесь, ни там;

— человек — это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты.

Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии меж­ду двумя конфликтующими в нем самом мирами - животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем.

Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в сво­ем поведении к животной жизни, или развивая в себе челове­ческие силы, главным образом, разум[22]

Разнообразие и взаимодополнительность, различных тече­ний философской антропологии XX века убеждают, проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диа­лог и взаимообогащение различных течений философской мысли.

Завершая разговор о природе и сущности человека, необходимо ука­жем на различия понятий «человек», «личность», «индивиду­альность».

Страницы: 1 2 


Задача2.
Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. ...

Выводы
Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь. Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зр ...

Диагностические признаки
Когда пациент с АРЛ поступает на лечение, клиницист стоит перед начальной задачей определения расстройства и заключения контракта о лечении. В формулировке лечебного контракта клиницист должен открыто проинформировать пациента о его диагнозе АРЛ и установить четкие пределы его участия в лечении. В противном случае антисоциальный пациент ...