Информация » Социально-психологическая адаптация младших подростков » Работа психолога по формированию адаптации

Работа психолога по формированию адаптации
Страница 1

Основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг». Формирующая работа включала несколько направлений:

1.Работа с педагогическим коллективом СОШ№8, непосредственно занимающихся с учащимися пятых классов. На педагогическом совете был зачитан доклад на тему: «Возрастные кризисы в период младшего подросткового возраста». В процессе проведения педагогического совета учителя были ознакомлены с результатами констатирующего эксперимента и имели возможность задавать и обсуждать вопросы, связанные с адаптацией детей.

2.Работа с родителями пятиклассников. Проведение родительского собрания на тему «Практическая психология для родителей подростков» и тренинга для родителей в октябре 2009г.

Цель тренинга: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста; анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

Контингент участников: родители учащихся 5-го класса, бывший учитель начальных классов, классный руководитель, психолог.

Оборудование и материалы: индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Н.Г.Лускановой); гистограммы уровня школьной мотивации учащихся класса; сравнительные гистограммы уровня успеваемости учащихся в 4-м классе и первой четверти 5-го класса; данные анкетирования «Мои чувства в школе» по методике С.В.Левченко; результаты диагностики школьной тревожности по методике Филипса. «Открытые письма родителям», написанные детьми; памятки для родителей пятиклассников; аудиозапись спокойной инструментальной музыки; игрушка «сердечко».

3. Работа с пятиклассниками. Проведение коррекционно-развивающего курса «Первый раз в пятый класс». Период проведения – октябрь 2009г. – май 2010г.

Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Задачи:

1. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я- концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3. Мобилизация внутреннего ресурса, умения находить и оказывать поддержку.

Оборудование:

· лист ватмана с изображением “Школьного пути”,

· маленький мяч,

· 5 листов А-3 для изображения “Планеты класса”,

· фломастеры,

· листочки восьмиугольной формы по количеству участников тренинга.

Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики. Содержание программы приведено в Приложении 3.

Ход занятий. Первое занятие проходило скованно, дети не могли запомнить и принять все правила поведения, ошибки одного из них служили поводом для смеха.

Второе занятие проходило с большим интересом, усвоили правила игр, хотя часто отвлекаются и ошибки других вызывают бурную реакцию, есть зачатки попыток помочь и подсказать.

Страницы: 1 2 3


Эмоциональный интеллект и принятие условий неопределенности
Круг переменных, обсуждаемых в контексте их влияния на принятие решений (ПР) в ситуации неопределенности, достаточно велик. Однако до настоящего времени в литературе не обсуждались взаимосвязи эмоционального интеллекта(ЭИ) и таких характеристик личности как толерантность к неопределенности, готовность к риску и рациональности, как факто ...

История становления понятия «эмпатия»
Понятие эмпатия получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX в. Ранее, ученые использовали слово «симпатия», они употребляли его в широком смысле – как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие. Понятие «симпатия» берет начало еще из древнегреческой философии. Но с ним также активно работали, иссл ...

Теоретическое осмысление
Всесторонние критерии ЗРЛ в поведенческой литературе пока отсутствуют. Общим при описании людей с этим расстройством является то, что их характеризуют как «крайне неуверенных в себе» (Marshall & Barbaree, 1984, p. 417). Но Туркат и Карлсон (Turkat & Carlson, 1984) придерживаются иного подхода и в случае одного пациента с ЗРЛ фор ...