Работа психолога по формированию адаптацииСтраница 1
Основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг». Формирующая работа включала несколько направлений:
1.Работа с педагогическим коллективом СОШ№8, непосредственно занимающихся с учащимися пятых классов. На педагогическом совете был зачитан доклад на тему: «Возрастные кризисы в период младшего подросткового возраста». В процессе проведения педагогического совета учителя были ознакомлены с результатами констатирующего эксперимента и имели возможность задавать и обсуждать вопросы, связанные с адаптацией детей.
2.Работа с родителями пятиклассников. Проведение родительского собрания на тему «Практическая психология для родителей подростков» и тренинга для родителей в октябре 2009г.
Цель тренинга: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста; анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.
Контингент участников: родители учащихся 5-го класса, бывший учитель начальных классов, классный руководитель, психолог.
Оборудование и материалы: индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Н.Г.Лускановой); гистограммы уровня школьной мотивации учащихся класса; сравнительные гистограммы уровня успеваемости учащихся в 4-м классе и первой четверти 5-го класса; данные анкетирования «Мои чувства в школе» по методике С.В.Левченко; результаты диагностики школьной тревожности по методике Филипса. «Открытые письма родителям», написанные детьми; памятки для родителей пятиклассников; аудиозапись спокойной инструментальной музыки; игрушка «сердечко».
3. Работа с пятиклассниками. Проведение коррекционно-развивающего курса «Первый раз в пятый класс». Период проведения – октябрь 2009г. – май 2010г.
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я- концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
3. Мобилизация внутреннего ресурса, умения находить и оказывать поддержку.
Оборудование:
· лист ватмана с изображением “Школьного пути”,
· маленький мяч,
· 5 листов А-3 для изображения “Планеты класса”,
· фломастеры,
· листочки восьмиугольной формы по количеству участников тренинга.
Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики. Содержание программы приведено в Приложении 3.
Ход занятий. Первое занятие проходило скованно, дети не могли запомнить и принять все правила поведения, ошибки одного из них служили поводом для смеха.
Второе занятие проходило с большим интересом, усвоили правила игр, хотя часто отвлекаются и ошибки других вызывают бурную реакцию, есть зачатки попыток помочь и подсказать.
Уровни воображения
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизво ...
Эмпирическое исследование гендерных различий тревожности в
подростковом возрасте. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Тарской гимназии № 1 в г. Таре была проведена диагностика тревожности среди учеников 9 класса, в возрасте 14-15 лет. Всего в исследовании приняли участие 13 человек из них 9 девочек и 4 мальчика.
Целью исследования
является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в п ...
Обработка результатов обследования
Для обработки полученных результатов использовались статистический анализ (см. Приложение 2) и качественный анализ.
Из десяти респондентов лишь один использует сотрудничество как доминирующую стратегию в конфликтном поведении. В среднем же наиболее часто респонденты выбирают стратегию «компромисс» - 10,8 балла; затем «избегание» - 10,1 ...