Случай из практики
Страница 2

После проведенного по отдельности опроса Кэнди и Сьюзен и наблюдения за их совместной игрой психотерапевт отметил у них высокую степень привязанности и интереса друг к другу. Сьюзен демонстрировала возросший интерес к увеличению своей роли в жизни дочери, стремясь чаще посещать ее. Супруги Р. сообщили, что при встречах с Кэнди она вела себя адекватно, проявляла внимание к дочери, играла с ней и явно была с ней не жестока и не пренебрегала ею. Сьюзен утверждала, что в течение нескольких месяцев училась в школе бизнеса, более шести месяцев непрерывно работала на одной работе и те же шесть месяцев поддерживала любовные отношения с одним человеком, что должно было свидетельствовать о наступлении большей стабильности в ее жизни.

Основываясь на этой информации, психотерапевт согласился работать со Сьюзен и Кэнди. Психотерапевт проинформировал Сьюзен, что сведения о ее жизни и результаты психологического теста указывают на то, что у нее имеется АРЛ. Он объяснил ей, что это расстройство заключается в нарушении образа жизни, включая суждения и поведение, которые закончились негативными последствиями для Сьюзен, так же как и для других людей, в том числе Кэнди. Согласованные цели когнитивной психотерапии состояли в том, чтобы помочь Сьюзен получить возможность чаще видеться с дочерью и следить за адаптацией Кэнди. Кэнди положительно реагировала на контакты со Сьюзен, но ревновала мать к своей сестре Кэрол, которая могла свободнее общаться с матерью. К тому же Кэнди всегда было тяжело прощаться по окончании встречи. Капризность и непослушание Кэнди, казалось, усиливались сразу после встречи с матерью. Поведение Кэнди также заметно ухудшалось в середине месяца, когда она начинала сомневаться, появится ли мать на этот раз.

Упражнение «Обзор выборов», проведенное со Сьюзен, было сосредоточено на посещениях Кэнди, а также на других конкретных заботах Сьюзен в связи с ее общением с дочерьми. Формат этого упражнения был объявлен в начале лечения, как только был заключен психотерапевтический контракт.

Пример заполнения «Обзора выборов» Сьюзен приведен в табл. 8.4. В этом упражнении Сьюзен перечислила свои непосредственные, «автоматические» реакции на ситуацию посещения, а также другие возможные реакции, которые она обсуждала с психотерапевтом. В результате обсуждения «Обзора выборов» Сьюзен смогла увидеть, что у нее была определенная способность влиять на перспективы ее встреч с Кэнди. Она пришла к выводу, что выражение недовольства несправедливым, по ее мнению, ограничением вряд ли поможет достижению ее цели и вместо этого ей лучше постараться улучшить отношения с Р. и завоевать их доверие. Психотерапевт помогал ей выбирать подходящие ситуации для просьб о расширении встреч с дочерью, чтобы таким образом проверять, удалось ли повысить доверие Р. к Сьюзен.

Таблица Результаты «Обзора выборов» Сьюзен

Проблема

Выбор

Преимущества

Недостатки

Посещения. Р. располагают постановлением суда, которое дает им право контролировать мои посещения. Они будут разрешать мне посещения лишь на 4 часа и только в их доме. S = 10.

Сказать Р., куда им засунуть это постановление. Е = 40.

Буду чувствовать себя лучше.

Может иметь неприятные последствия и привести к дальнейшим ограничениям.

Сдаться и вообще прекратить посещения. Е = 20.

Легкий выход. Наименьшее количество препятствий. Возможно, самый лучший вариант.

Не то, чего я действительно хочу. Это может причинить боль Кэнди.

Р. не доверяют мне. Они думают, что я плохая мать. Я хочу проводить время наедине с дочерью. S = 0.

Просто взять Кэнди, когда она в школе. Е = 25.

Отвести Кэнди к Р. и провести с ней время.

Риск быть арестованной. Кэнди может перепугаться.

Попытка убедить Р., что я не причиню никакого вреда Кэнди. Е = 50.

Р. могут сдаться и предоставят мне больше свободы в общении с Кэнди.

Лишняя головная боль. Слишком медленно. Несправедливо по отношению ко мне.

Требовать, чтобы Р. предоставили мне больше времени для общения с Кэнди. Е = 20.

Быстро почувствую себя лучше.

Они не изменят свою позицию. Возможно, станет еще хуже.

Высказывать просьбы, чтобы постепенно получить больше свободы в общении с Кэнди. Е = 70.

Довольно скоро может наступить некоторое улучшение. Хорошая возможность расположить к себе Р.

Слишком медленный темп.

Страницы: 1 2 3


Внутренняя система контроля
Мы знаем, что люди не поддаются каждому побуждению, будь то желание смеяться, плакать или ударить кого-нибудь. Другая система — «система контроля» — действует в единстве с системой действия, чтобы регулировать, изменять или подавлять побуждения. Эта система также основана на убеждениях, многие или большинство из которых являются реалист ...

Общение и психическое развитие ребенка
Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца. Не меньшее значе­ние для его нормального развития и даже для сохранения самой его жизни с самого начала имеет общение. Вз ...

Приложения
Приложение 1 СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ № Пол Возр. Семья Дети Сотруд. Орг.спос. Стр.уст. Толеран. _верен. 1 ж 22 0 0 0 2 3 (36) 4 (44) 5 2 ж 22 0 1 0 5 3 (40) 3 (36) ...