Психика, поведение и деятельностьСтраница 1
Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:
Ø отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
Ø внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);
Ø действия, которые имеют определенный смысл;
Ø поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.
Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:
Ø верхний уровень – уровень особых видов деятельности;
Ø уровень действий;
Ø уровень операций;
Ø самый низший уровень – уровень психофизиологических функций.
Действие – основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:
Ø сенсорные (действия по восприятию объектов);
Ø моторные (двигательные действия);
Ø волевые;
Ø мнемические (действия памяти);
Ø внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);
Ø умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные).
Консультации по вопросам детско-родительских отношений
Консультация 1.
Личная карточка клиента
Ф.И.О. Кузнецова Татьяна Владимировна
Возраст: 36 лет
Образование: среднее
Семейное положение: замужем
Наличие детей: двое: сын 16 лет и дочь 14 лет.
Место работы: завод «ОЦМ»
Должность: контролер ОКТ цеха
Внешний вид: не очень аккуратна, одета неярко в серых тонах, создается впечатление, ...
Проявление эффектов последействия при решении психофизических задач в зоне
неразличения
Для проверки гипотезы были проведены три психофизических эксперимента, в которых использовались стимулы как зрительной, так и слуховой модальности.
В первом эксперименте испытуемым для различения предъявлялись горизонтальные отрезки (метод констант). Испытуемый должен был определить, левый стимул меньше правого, равен ему или больше. В ...
Виды компетенций
В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». Они представляют собой основные образовательные конструкты, основные критерии качества образования в странах. На основе анализа литературы можно прийти к выводу, что в зарубежных исследованиях эти категории часто синонимизируют ...