Информация » Развитие психики в филогенезе и онтогенезе » Психика, поведение и деятельность

Психика, поведение и деятельность
Страница 1

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

Ø отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

Ø внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

Ø действия, которые имеют определенный смысл;

Ø поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

Ø верхний уровень – уровень особых видов деятельности;

Ø уровень действий;

Ø уровень операций;

Ø самый низший уровень – уровень психофизиологических функций.

Действие – основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:

Ø сенсорные (действия по восприятию объектов);

Ø моторные (двигательные действия);

Ø волевые;

Ø мнемические (действия памяти);

Ø внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

Ø умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные).

Страницы: 1 2 3 4 5


Методические рекомендации по оптимизации песочной игротерапии как средства коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта
Продуманность и целенаправленность воспитательного применения песочной игротерапии - необходимое условие работы с любой из категорий детей с ограниченными возможностями. В более зрелом возрасте многим удается так или иначе компенсировать и самостоятельно учитывать в игровом поведении естественные ограничения своих возможностей, но в дет ...

Особенности восприятия болезни пациентами разного возраста
Дети дошкольного возраста: - Отсутствие осознания болезни в целом; - неумение формулировать жалобы; - сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни; - восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий; - усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни; - чувство страха, тоски ...

Жизненные кризисы руководителя
Стадия личного энтузиазма – период развития организации, основанного на творчестве. Организация появляется в результате предпринимательских усилий менеджеров и развивается благодаря реализации творческого потенциала ее основателей. Основное внимание в этот период сосредотачивается на разработке продукта и его маркетинге. Организационная ...