Информация » Особенности восприятия и понимания человека человеком » Индивидуальные особенности понимания человека человеком

Индивидуальные особенности понимания человека человеком

Уже на ранней ступени развития ребенка, когда он идет в детский сад, представления его о других людях определяются не просто поведением и действиями этих людей, а и тем, что представляет собой этот ребенок как личность, какие первичные черты характера у него к этому времени сформированы, как он умеет трудиться, контактировать с другими детьми, слушаться взрослых. Влияние уровня воспитанности самого субъекта на характер поведения по отношению к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми, продолжается и на следующих ступенях формирования личности. Занимаясь самообслуживанием, играя, участвуя в обязательных занятиях, дети, руководимые воспитателем, учатся видеть и сравнивать особенности друг друга. Когда всем этим индивидуальным и коллективным занятиям придается характер соревнования (кто лучше, кто быстрее), тогда создаются особенно благоприятные условия для правильной ориентировки дошкольника в тех особенностях товарищей, которые ярче всего проявляются в данной деятельности. При этом разные качества сверстника осознаются и правильно оцениваются разными дошкольниками далеко не одновременно [1, с. 210].

С ростом взаимодействия учащихся с другими людьми растут богатство и разнообразие наблюдаемых им фактов их поведения, расширяется возможность сравнения особенностей действий и поступков людей как в одинаковых, так и в различных обстоятельствах. Это означает, что у индивида непрерывно растет та конкретная основа, на которой у него развиваются понятия как об отдельных нравственно-психологических свойствах, так и о личности другого человека в целом. Но изменения, характеризующие развитие понимания одним человеком другого, затрагивают и само строение названных понятий, их структуру, о чем свидетельствует разная степень обобщенности тех признаков, называя которые люди каждой из возрастных групп раскрывают свой взгляд на содержание той или иной личности.

Личный опыт совместного труда с другими людьми и общения с ними во всех иных видах деятельности у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и в результате у него формируется только ему присущий взгляд на других людей и подход к ним. В этом взгляде и подходе находят отражение неповторимые черты жизненного опыта каждого человека. Этот личный взгляд человека других людей всегда несет на себе печать его убеждений, идеалов, его характера, всей личности.

Итак, каждый человек осознает и оценивает различные стороны одной и той же личности неодинаково. Это объясняется тем, что сам познающий этого человека индивид всегда лучше подготовлен к анализу и оценке одних сторон и качеств конкретной личности и хуже – к осмысливанию других ее сторон и особенностей.


Экспериментальная психология и педагогическая практика
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности — обучение и воспитание ...

Психолог должен знать
3.1. Нормативные правовые документы сферы образования. 3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психо ...

Культурологическая концепция Фрейда. Роль культуры в развитии социальных отношений
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори- ентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ- яснения общественного сознания в его настоящем и прош- лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож- ...