Игра. Ранний возраст.

Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполнятся с предметами, для этого не предназначенными ( или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл ( т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет ( т.е. изображение определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли ( мамы, воспитательницы, парикмахера и т.д.)

Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включат ряд последовательных этапов. Первоначально взрослые обычно показывают простые действия с сюжетными игрушками – куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же, как и любые другие предметные действия, «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.

Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы.

Пример.

Дима (1г.1м.) Идет по коридору с ложкой в руке. Увидел полиэтиленовый бидон, начал катать его по полу. Потом сел около него на пол и начал изображать еду: совать ложку попеременно в бидон и в рот.

Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет руки кубиком», «измеряет температуру» палочкой. Это игровые заместители реальных вещей. Предметы-заместители используются вместо настоящих предметов. Но на первых порах ребенок не дает им игровых названий. Если его спрашивают каким предметом он пользуется, он называет заместитель.

Использование предметов-заместителей переходит в изобразительную игру, когда ребенок начинает давать им названия замещенных предметов и действовать с воображаемыми, несуществующими предметами.

Пример.

Аня (2г.3м.). Рукой куклы как будто берет что-то с бумажки, лежащей на столе, потом приближает руку куклы к ее рту и говорит: « Леля, кусай сасека» ( Леля, кушай конфету), потом подносит руку куклы ко рту наблюдательницы, говоря: « Иди, кусай сасека».

Изобразительная игра усложняется, включает все больше связанных между собой действий, приобретает сюжет.

Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и использование предметов-заместителей, но это происходит обычно несколько позже. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет. Потом как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребенок принимает на себя роль раньше. Чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном возрасте.

Для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия. Самая важная игрушка для малыша – кукла. Ведь она «заменяет» человека и, так же как и сам ребенок может выполнять разные роли в игре. Исследования, проведенные с детьми второго-третьего года жизни, показали, что куклы, имеющие много деталей ( одежду, прическу и др.) и слишком похожие на ребенка, мало способствуют развитию сюжета и появлению ролей. Ребенок слишком увлекается выполнение предметных действий с такими куклами ( раздеванием, причесыванием и т.п.), не имеющими для него игрового смысла. Намного лучше куклы, только условно передающие основные черты человека, без лишних деталей, но зато с достаточно определенным выражением лица ( веселые, грустные). Они наталкивают ребенка на проявление отношения к себе, как к человеку, помогают ему придумать сюжеты игры.