Введение
Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология. Наука – это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением её предмета; она включает и определение её метода. Методы, то есть пути познания – это способы посредством которых познаётся предмет науки. Психология как каждая наука употребляет не один, а целую систему частных методов или методик. Основные методы науки, служа раскрытию закономерностей, сами опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: не даром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую рациональной, характеризуя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познаётся: и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по её методу называют интроспективной психологией.
Осознаёт это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Психология как наука, принявшая методологию естествознания, сложилась в конце XIX – начале XX века. Огромный вклад в развитие научной методологии внесли К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейервбенд, П.Холтон и ряд других выдающихся философов и учёных.
Неэкспериментальные методы. Наблюдение
Наблюдение это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно психические процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать, в каки ...
Развитие опосредованного и произвольного запоминания
В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое - это придание процессам запоминания произвольного характера, второе - пре ...
Клиническое применение. Параноидное расстройство
личности
«Параноидным» подходом к жизни характеризуются три различных расстройства. Диагнозы DSM-III-R шизофрении параноидного типа (ранее — параноидная шизофрения) и бредового (параноидного) расстройства (прежде — параноидное расстройство) характеризуются постоянными параноидными идеями, в то время как параноидное расстройство личности (ПРЛ) от ...