Нравственно-психологические качества судьи,
следователя, прокурораСтраница 3
В профессиональной направленности личности судьи, в избирательности его поведения важную роль играют нравственные качества. Значение нравственных качеств судьи в отправлении правосудия состоит в том, что они исключают субъективизм при принятии решения по делу, гарантируют формирование такого содержания знаний об обстоятельствах рассматриваемого дела, которое достоверно и получено в соответствии с требованиями закона.
Стержневыми качествами судьи, которые способствуют полноте, объективности и всесторонности исследования обстоятельств уголовного дела, постановлению законного и обоснованного приговора, являются честность, справедливость, принципиальность и объективность. Следует особо отметить последнее качество - объективность. Объективность выражается в беспристрастном отношении к делу, людям. Противоположные данному качества - пристрастность, предвзятость. Они особенно противопоказаны профессии судьи, ему необходимо от них избавляться.
Из других личностных свойств, необходимых судье, следует отметить терпеливость, скромность, рассудительность, уважение к закону, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность. Эти, а также указанные выше свойства являются определяющими в структуре личности судьи[3].
Прокурору необходимы следующие психологические качества:
способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения;
способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние;
доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность;
свободное владение вербальными, невербальными средствами общения;
умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;
способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;
развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях;
адекватная самооценка;
чувство юмора.
Негативные качества личности прокурора[4]:
замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность);
повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность;
неадекватно завышенная самооценка;
недостаточное владение вербальными и невербальными средствами общения.
Научная проблема
Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличие от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированой, т.е. сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.
Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы ...
Психологическая структура взаимопонимания
В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов.
Во-первых, взаимопонимание — это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания — природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п. Объектом понимания всегда является и фрагме ...
Пути коррекции психологических трудностей дошкольника
Проведенный по материалам работы консультации анализ характера запросов родителей и результатов, психологических обследований позволил выделить некоторые типичные для дошкольного возраста трудности в развитии ребенка и наметить общие пути их коррекции.
Максимальное число обращений в консультацию падало на младший школьный возраст, но ч ...