Информация » Методы психологии » Неэкспериментальные методы. Наблюдение

Неэкспериментальные методы. Наблюдение
Страница 2

Анализ продуктов трудовой деятельности может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т.д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:

определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям;

понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;

проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.

Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

Внутреннее (самонаблюдение) в психологии

труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Трудовой метод предназначен для психологического анализа профессий. Трудовой метод начал разрабатываться с первых лет существования советской психотехники профессорами И.Н. Шпильрейном и С.Г. Геллерштейном. Сущность его заключается том, что для психологического понимания профессии "сам психолог начинает осваивать данный вид труда, как бы соединяя в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, психолога, умеющего и желающего ее описать.". Процесс изучения начинался с общего ознакомления со структурой предприятия, цеха, участка, после чего выбиралось конкретное рабочее место и психолог начинал работу как ученик под руководством заводского инструктора. Для преодоления возможного субъективизма рекомендовалось изучать одну профессию одновременно двум или даже трем психотехникам, которым запрещалось обмениваться своими соображениями о профессии до конца обучения. Опыт работы показал сходство основных данных, полученных разными психотехниками. Профессии изучались до достижения таких результатов, которые позволяли психотехнику работать без инструктора. Естественно, что трудовой метод был рассчитан только на профессии средней квалификации, обучиться которым психолог мог не более за 2-3 недели.

После каждого дня обучения "ученик" писал специальный протокол, включающий 5 основных пунктов:

1. Описание рабочего дня. Сюда входило изложение содержания работы, все случайные эпизоды и их переживания "учеником" в данный день.2. Трудности. Это фиксация того, что сегодня являлось наиболее трудным в овладении профессией.3. Упражнение, в этот пункт записывались положительные сдвиги в профессиональной работе по сравнению с предыдущими днями. Отмечались степень автоматизации двигательных актов, устранение лишних движений, увеличение количества и улучшение качества работы. Этот пункт: протокола позволил выявить сравнительную упражняемость отдельных психофизиологических компонентов профессиональной деятельности.4. Утомление. Под этой рубрикой в протоколе фиксировалось чувство усталости в течение рабочего дня: нарушения автоматизации, появление ошибочных действий, а также объективные показатели снижения производительности и качества труда. Эти материалы вскрывали наиболее лабильные по отношению к внешней среде и длительности работы психофизиологические процессы.5. В этот пункт записывались соображения о дефектах в организации и режиме труда о нерациональных элементах оборудования, а также о недостатках инструктажа. Все это позволяло строить предположения о совершенствовании самой работы, обстановки, в которой она протекает, и организации производственного обучения.

Страницы: 1 2 3


Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей как психо-социо-педагогический феномен
И в жизни человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает. Одной из характери ...

Память, как основная психическая функция в детском возрасте
В раннем детском возрасте память является господствующей психической функцией, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью и развивается в непосредственной зависимости от памяти. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспомин ...

Исторический и теоретический обзор
Как отмечено ранее, термин «шизоидный» впервые использовался Блейлером (Bleuler, 1924) [Следует обратить внимание на то, что ранее в тексте речь шла о швейцарском психиатре Манфреде Блейлере, а ссылка дается на работу его отца, Эйгена Блейлера. — Примеч. перев.], описавшим «замкнутого», подозрительного, унылого человека, энергия которог ...