Информация » Идентификация личности » Соотношение понятий «идентификация личности» и «идентичность личности»

Соотношение понятий «идентификация личности» и «идентичность личности»
Страница 1

Понятие «идентификация

» ввёл австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд.

В современной психологии это понятие охватывает следующие пересекающиеся области психической реальности [3]:

1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры.

2. Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичная

идентификация — это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая идентификация). Вторичная идентификация — это идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

3. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

4. Идентификация групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

Синонимами понятия «идентификация личности» являются «аутоидентификация», «самоидентификация».

Таким образом, идентификация (аутоидентификация) - психологический процесс самоотождествления, формирования идентичности, т. е. идентичность можно рассматривать как результат действия механизма идентификации

В социальной психологии «идентичность

» – рассматривается как аспект «Я» и определяется как переживание и осознавание индивидом само-тождественности, целостности и неделимости в пространстве, а также постоянства во времени (Э. Эриксон, 1986). Сегодня проблема идентичности личности решается исследователями в социально-психологическом ключе интерсубъективного макросоциального и макросоциального взаимодействия. Рассмотрение проблемы «Я» в контексте изучения конституирующей роли значимых и обобщённых «Других» в процессе достижения идентичности можно отнести к ряду зарубежных и отечественных исследователей, изучающих роль других людей в процессе личностного самосознания, самоотношения и самоидентификации. Существующие научные разработки в той или иной степени оформляли в психологической науке общий взгляд на проблему идентичности как результат идентификационных процессов личности, реализующихся в ходе субъективной жизненной истории во взаимодействии с индивидуальным психофизиологическим потенциалом и социальным контекстом её существования.

Сознание своей идентичности для человека не просто знание себя, а динамическая установка, определенное отношение к себе [7].

Особенно важна при этом идентификация с той или иной социальной (возрастной, половой, этнической, экономической, профессиональной и т. д.) группой. Для понимания самосознания личности весьма существенно, какие именно роли и группы человек называет при самохарактеристике.

Страницы: 1 2


Принятие конструктивных решений
Для рассмотрения различных проблемных областей и оценки соотношения между выгодой и риском при различных выборах психотерапевты могут использовать структурированный формат. Для этой цели было разработано упражнение «Обзор выборов» (см. табл. 8.3). Части упражнения могут быть приспособлены для домашней работы или могут быть изменены, что ...

День первый
Цель. Определение содержания понятия «конфликт», его типов и видов, построение различных классификаций конфликтов, осознание не только негативных следствий конфликта, но, также, и его позитивных, развивающих составляющих. В этот день актуализируются знания, полученные ранее на коммуникативном тренинге или, если участники до этого не уча ...

Выявление схем
Психотерапевт должен использовать собранные данные, чтобы выявить Я-концепцию пациентов, а также правила и формулы, по которым они живут. Часто психотерапевт должен определить Я-концепцию пациентов по ее проявлениям в описаниях разнообразных ситуаций. Пациент заявляет, например, следующее: «Я свалял дурака, когда неправильно заплатил к ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]