Информация » Идентификация личности » Теории идентификации личности. Теоретические представления зарубежных авторов

Теории идентификации личности. Теоретические представления зарубежных авторов
Страница 2

В ином методологическом русле протекает изучение идентичности символическом интеракционизме.

Первым принципом своего оригинального подхода Дж. Мид (основатель направления) различает два типа идентичности: осознаваемая - человек сам размышляет о своем поведении, он не автономен, но свободен, думать о цели и тактики поведения; неосознаваемая - человек нерефлексируемо принимает нормы поведения, привычки, ритуалы [2]. Существуют определенные способы поведения, которые идентичны по своей сути. Мы ожидаем от человека определенной реакции, без обдумывания последней. Идентификация значений протекала вместе с формированием рефлексии, лингвистических правил. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы, законы существования, с другой стороны, индивид сам задает собственное определение в выборе целей, ценностей. Исключительное значение придается символической коммуникации: вербализованной и невербализованной. Ведь символичность коммуникации есть результат эволюции человека и содержание развития отношений общества и личности.

Э. Гофман

выделил три типа идентичности: социальная, личная, Идентичность. Гофман вводит понятие «политика идентичности», т. е. влияние человека на информацию о себе, продуцируемую на социальное окружение [там же]. Существуют различные техники, реализующие данную политику: техника избегания, техника компенсации (искажение мнения о себе), техника деидентификации (изменение признаков идентичности). Развивая идею Эриксона о базовом доверии, Гофман считает, что целью таких техник остается охрана себя в сети коммуникации, помощь в овладении критическими ситуациями. Однако в отличие от Эриксона он исследует, как «базовое доверие» помогает справиться с критическими ситуациями и, по его мнению, умение овладевать пространством и временем составляет главную способность человека.

Третьим направлением американской социально-психологической мысли, придающим особое значение категории «идентичность» и соответственно подробно ею занимающейся является когнитивно ориентированная психология

. Ее представители Х

. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл определяют идентичность как когнитивную систему, которая: исполняет роль регуляции поведения. Имеет две подсистемы: лингвистическую (самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных) и социальную (принадлежность к расе, полу, национальности) [5].

При этом структура идентичности определяется следующими компонентами: биологический организм (сердцевина идентичности, однако со временем становится все менее значимой); содержательный компонент (характеристики, определяющие уникальность личности); ценностный (положительные или отрицательные оценки принципов, ситуаций, личностей); хронологический (развитие идентичности в субъективном времени) [там же].

Объективным условием идентификации в рамках данного подхода признается социальный контекст. Социальная идентичность обеспечивает формирование содержательной и ценностной структуры личности. Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни. Становление идентичности осуществляется с помощью двух процессов: ассимиляции, отбора новых компонентов и их приспособления к структуре путем определения значения и ценностей компонентов, новых и старых [4].

Страницы: 1 2 3


Игра в старшем дошкольном возрасте.
а) Особенности сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего чел ...

Намерение – проанализированная мысль
Мы должны раскрыть действительность и только в этом – ключ к нашей хорошей жизни. И это означает не только благополучную жизнь в течение тех семидесяти лет, которые мы пребываем в этом мире, но иное восприятие жизни как неограниченного, духовного существования. Необходимо понять, что желание насладиться я вынужден использовать. Его мо ...

Установки и допущения, типичные для шизотипического расстройства личности
- Я похож на чужака в пугающем окружении. - Так как мир опасен, нужно всегда быть начеку. - Люди доберутся до вас, если смогут. - На все есть причины. Ничто не происходит случайно. - Иногда внутреннее чувство подсказывает мне, что должно произойти. - Отношения с людьми опасны. - Я дефектен. ...