Личностные характеристики «проблемных» детей
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителя, воспитание в детском доме, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.
Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.
Как показывает опыт работы в качестве психолога - консультанта, проблемными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.
Анализ показывает, что данные проблемы ребенка зависят от его семейного окружения, воспитательных подходов его родителей, ошибок, которые они допускают в воспитании.
Особенно чувствителен ко всякого рода дефектам подростковый возраст. Именно дети подросткового возраста являются самыми частыми клиентами школьного психолога, психологов работающих в различных психологических центрах. Непредсказуемость родительских реакций лишает детей ощущения стабильности мира, формирует уродливые характеры, невротические или даже психосоматические расстройства и вызывает проблемное поведение.
Если данное отрицательное влияние взрослых на ребенка не будет устранено, прогноз личностного развития данных детей крайне неблагополучен. Анализ литературы по вопросам семейного воспитания показал, что хотя специалистами делаются заключения относительно того, какое влияние оказывают разные воспитательные установки родителей на эмоциональное состояние ребенка, его характер, в литературе недостаточно представлены экспериментальные исследования на данную тему. Не встречается исследований личностных особенностей проблемных детей подросткового возраста в связи с особенностями стиля воспитания их родителей, а также недостаточно четко в литературе прослеживается влияние отношения родителей в семье на ребенка и содержание, направленность проблем детей. [14]
Согласно исследованиям, проблемным детям свойственны: эмоциональная нестабильность, зависимость от других людей, тревожность, замкнутость, агрессивность и депрессивность.
Подавляющее большинство проблемных подростков испытывают состояние психологического дискомфорта.
Также можно отметить, что проблемным детям свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная самооценка сочетается с демонстративностью в поведении.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемные дети отличаются эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, зависимостью от других людей, тревожностью.
Агрессия с целью самоутверждения
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на"), т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать"). Aggred ...
Общение и психическое развитие ребенка
Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца. Не меньшее значение для его нормального развития и даже для сохранения самой его жизни с самого начала имеет общение. Вз ...
Невротические расстройства у детей с церебральными параличами
Помимо деформаций личности, возникающих в процессе формирования системы отношений на фоне резидуально - органического поражения центральной нервной системы, особых условий микросоциума, наиболее частыми личностными расстройствами, отмечающимися у детей с церебральными параличами, являются невротические расстройства. К сожалению, среди с ...