Личностные характеристики «проблемных» детей

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителя, воспитание в детском доме, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.

Как показывает опыт работы в качестве психолога - консультанта, проблемными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.

Анализ показывает, что данные проблемы ребенка зависят от его семейного окружения, воспитательных подходов его родителей, ошибок, которые они допускают в воспитании.

Особенно чувствителен ко всякого рода дефектам подростковый возраст. Именно дети подросткового возраста являются самыми частыми клиентами школьного психолога, психологов работающих в различных психологических центрах. Непредсказуемость родительских реакций лишает детей ощущения стабильности мира, формирует уродливые характеры, невротические или даже психосоматические расстройства и вызывает проблемное поведение.

Если данное отрицательное влияние взрослых на ребенка не будет устранено, прогноз личностного развития данных детей крайне неблагополучен. Анализ литературы по вопросам семейного воспитания показал, что хотя специалистами делаются заключения относительно того, какое влияние оказывают разные воспитательные установки родителей на эмоциональное состояние ребенка, его характер, в литературе недостаточно представлены экспериментальные исследования на данную тему. Не встречается исследований личностных особенностей проблемных детей подросткового возраста в связи с особенностями стиля воспитания их родителей, а также недостаточно четко в литературе прослеживается влияние отношения родителей в семье на ребенка и содержание, направленность проблем детей. [14]

Согласно исследованиям, проблемным детям свойственны: эмоциональная нестабильность, зависимость от других людей, тревожность, замкнутость, агрессивность и депрессивность.

Подавляющее большинство проблемных подростков испытывают состояние психологического дискомфорта.

Также можно отметить, что проблемным детям свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная самооценка сочетается с демонстративностью в поведении.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемные дети отличаются эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, зависимостью от других людей, тревожностью.


Задача
Одним из наследственных заболеваний обмена веществ является фенилкетонурия, вызванная нарушением превращения аминокислоты фенилаланина. В результате болезни у детей быстро развивается слабоумие. Мутантный ген рецессивен по отношению к нормальному гену. Определите степень риска появления ребенка с фенилкетонурией: а) если оба родителя ге ...

Принцип осознания поведения. Правило обратной связи
Крайне важным моментом является научить участников объективно смотреть на своё поведение, давать ему оценку, видеть свои недостатки и, наоборот, сильные стороны. Делать так называемый переход от эмоциональных действий к продуманной и взвешенной саморегуляции. Эти навыки помогут в будущем смело вести себя во внешней жизни и содержать сво ...

Исследования с контролем результата
До настоящего времени исследования результатов когнитивно-поведенческой психотерапии клиентов с диагнозом расстройства личности проводились только для некоторых форм расстройства личности, и ни одно из этих исследований не проводилось повторно. Поэтому нельзя сделать обоснованных выводов, опираясь на результаты этих работ. Но полученные ...