Формирование Я–концепции

Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я–концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я–концепции играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

В соответствии с теорией Эриксона (1963) основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, оно формируется в тесной взаимосвязи с другими факторами развития.

Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активное действующее существо. Но жизненная активность ребенка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. В этот период ребенок особенно нуждается в поддержке взрослого человека. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной оценки. Задача взаимной адаптации поведения родителей и ребенка оказывается необычайно сложной.

Итак, согласно Эриксону, у дошкольника должны развиваться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующейся в определенных рамках. Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего Я, важной составляющей самооценки является способность чисто физической адаптации к окружающему миру.

Третья стадия развития начинается примерно в четыре года. Одновременно он решает для себя границы дозволенного.

Четвертая стадия развития охватывает школьные годы, когда ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно. Очень важным для дальнейшего развития и кристаллизации Я–концепции является момент, когда ребенок начинает относительно владеть языком.

Итак, мы рассмотрели некоторые особенности развития Я–концепции. Она развивается под действием сенсорной информации, поступающей изнутри и извне и интерпретируемой мозгом. Важным для формирования Я–концепции является самовосприятия.

В процессе развития Я–концепции у детей возникает также образ идеального Я, прототипом которого часто становится человек, вызывающий восхищение ребенка. Сильное расхождение между реальным и идеальным Я считается признаком невротизма и неадекватности. Однако наблюдаемое с возрастом углубление расхождения идеального и реального Я можно рассматривать и как неизбежное следствие нормального когнитивного развития, в частности формирования у ребенка способности видеть возможные пути развития своей личности и реалистически признавать имеющие недостатки.


Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элемен­тарных математических представлений. На занятиях по этому разделу программы дети не только занимаются усвоением навы­ков счета, решением и. составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, ...

Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
У детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запо ...

Моделирование
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное™. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполага ...