Формирование Я–концепции

Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я–концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я–концепции играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

В соответствии с теорией Эриксона (1963) основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, оно формируется в тесной взаимосвязи с другими факторами развития.

Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активное действующее существо. Но жизненная активность ребенка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. В этот период ребенок особенно нуждается в поддержке взрослого человека. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной оценки. Задача взаимной адаптации поведения родителей и ребенка оказывается необычайно сложной.

Итак, согласно Эриксону, у дошкольника должны развиваться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующейся в определенных рамках. Для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего Я, важной составляющей самооценки является способность чисто физической адаптации к окружающему миру.

Третья стадия развития начинается примерно в четыре года. Одновременно он решает для себя границы дозволенного.

Четвертая стадия развития охватывает школьные годы, когда ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно. Очень важным для дальнейшего развития и кристаллизации Я–концепции является момент, когда ребенок начинает относительно владеть языком.

Итак, мы рассмотрели некоторые особенности развития Я–концепции. Она развивается под действием сенсорной информации, поступающей изнутри и извне и интерпретируемой мозгом. Важным для формирования Я–концепции является самовосприятия.

В процессе развития Я–концепции у детей возникает также образ идеального Я, прототипом которого часто становится человек, вызывающий восхищение ребенка. Сильное расхождение между реальным и идеальным Я считается признаком невротизма и неадекватности. Однако наблюдаемое с возрастом углубление расхождения идеального и реального Я можно рассматривать и как неизбежное следствие нормального когнитивного развития, в частности формирования у ребенка способности видеть возможные пути развития своей личности и реалистически признавать имеющие недостатки.


Характеристики ЗРЛ
Согласно DSM-III-R (АРА, 1987, р. 354), существенная особенность ЗРЛ состоит в «тотальном паттерне зависимого и покорного поведения, возникающем в ранней взрослости и проявляющемся в разных контекстах» (см. табл. 13.1). Эти люди неспособны или не хотят принимать повседневные решения, если не имеют большого количества советов и поддержки ...

От игры к учебе.
Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам – еще старшие дошкольники. Основным видом деятельности для них продолжает оставаться игра. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа. Произвольное управление действиями, соблюдение пр ...

Анамнез жизни
Наследственность: ближние родственники и родители больной психическими заболеваниями не страдали. Странности поведения членов семьи не отмечает. Вредностей во время беременности матери больная не отмечает. Сейчас проживает с сыном, в благоустроенной квартире. Бытовые условия удовлетворительные. Отношения с сыном хорошие. Очень привязана ...