Заключение

Мы рассмотрели важнейшие особенности формирования и развития личности. Мы видели, что центральный психологический процесс детского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее человек, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Это требует от индивида большой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность другого индивида. Активная жизненная позиция, которую хотят привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, за которую он несет личную ответственность.

Формирование Я–концепции человека, если взять ее глубокий нравственный смысл, означает не только приспособленность к наличным жизненным условиям и способность их производить. Это также самостоятельность, способность инициировать нечто новое, социально ценное и умение реализовать свои идеалы в практической, совместной с другими людьми, деятельности.

В философии и психологии давно уже установлена близость, даже синонимичность понятий личности, свободы и творчества. «Свободы не в обывательском смысле, а в смысле развитой способности преодолевать препятствия. Казалось бы, неодолимые, в способности преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала».

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшие требование к условиям формирования Я–концепции.

Принимая навязанные извне решения, мы предаем себя. Единственная реальная опора и единственный оценщик развития человека и формирования личности – он сам.

Приложение

Структура Я–концепции

[1] Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.:1983, с.49.

[2] Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. – М.:1974, с.206.

[3] Печчеи А. Человеческие качества. Изд.2-е. – М.:1985.


Экспериментально-психологическое исследование влияния социально-психологического тренинга на развитие ассертивности у подростков. Экспериментальное изучение уровня ассертивности и тревожности подрос
Целью экспериментальной работы является исследование уровня ассертивности у старшеклассников. Задачи исследования: 1. Изучение уровня ассертивности подростков с помощью тест-опросника «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак) до и после проведения социально-педагогического тренинга ассертивности. 2. ...

Профессиональная мотивация
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности ...

Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях
Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав ра ...