Заключение

Мы рассмотрели важнейшие особенности формирования и развития личности. Мы видели, что центральный психологический процесс детского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее человек, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Это требует от индивида большой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность другого индивида. Активная жизненная позиция, которую хотят привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, за которую он несет личную ответственность.

Формирование Я–концепции человека, если взять ее глубокий нравственный смысл, означает не только приспособленность к наличным жизненным условиям и способность их производить. Это также самостоятельность, способность инициировать нечто новое, социально ценное и умение реализовать свои идеалы в практической, совместной с другими людьми, деятельности.

В философии и психологии давно уже установлена близость, даже синонимичность понятий личности, свободы и творчества. «Свободы не в обывательском смысле, а в смысле развитой способности преодолевать препятствия. Казалось бы, неодолимые, в способности преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала».

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшие требование к условиям формирования Я–концепции.

Принимая навязанные извне решения, мы предаем себя. Единственная реальная опора и единственный оценщик развития человека и формирования личности – он сам.

Приложение

Структура Я–концепции

[1] Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.:1983, с.49.

[2] Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. – М.:1974, с.206.

[3] Печчеи А. Человеческие качества. Изд.2-е. – М.:1985.


Профессиональные особенности понимания человека человеком
Каждый человек становится субъектом познания других людей лишь при том непременном условии, если он включается в какой-то вид деятельности, благодаря чему между ним и окружающими его людьми возникает множество определенных отношений. Н.Ф.Федотовой была доказана определяющая роль деятельности в формировании у ее участников знаний о людях ...

Установки и допущения, типичные для шизотипического расстройства личности
- Я похож на чужака в пугающем окружении. - Так как мир опасен, нужно всегда быть начеку. - Люди доберутся до вас, если смогут. - На все есть причины. Ничто не происходит случайно. - Иногда внутреннее чувство подсказывает мне, что должно произойти. - Отношения с людьми опасны. - Я дефектен. ...

Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вуза
Основным видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность, которая занимает большую часть жизни личности. Поэтому за последние двадцать лет проблема профессионализации личности стала одной из самых популярных в социальной психологии [6, c.24]. Профессиональные способности, и эмпатия в том числе, формируются ...