Заключение

Мы рассмотрели важнейшие особенности формирования и развития личности. Мы видели, что центральный психологический процесс детского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее человек, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Это требует от индивида большой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность другого индивида. Активная жизненная позиция, которую хотят привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, за которую он несет личную ответственность.

Формирование Я–концепции человека, если взять ее глубокий нравственный смысл, означает не только приспособленность к наличным жизненным условиям и способность их производить. Это также самостоятельность, способность инициировать нечто новое, социально ценное и умение реализовать свои идеалы в практической, совместной с другими людьми, деятельности.

В философии и психологии давно уже установлена близость, даже синонимичность понятий личности, свободы и творчества. «Свободы не в обывательском смысле, а в смысле развитой способности преодолевать препятствия. Казалось бы, неодолимые, в способности преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала».

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшие требование к условиям формирования Я–концепции.

Принимая навязанные извне решения, мы предаем себя. Единственная реальная опора и единственный оценщик развития человека и формирования личности – он сам.

Приложение

Структура Я–концепции

[1] Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.:1983, с.49.

[2] Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. – М.:1974, с.206.

[3] Печчеи А. Человеческие качества. Изд.2-е. – М.:1985.


Оценка
Так как никакие из свойств или паттернов характеристик не присутствуют постоянно, и изменчивость — один из признаков ПРЛ, оценка и диагноз этого расстройства более сложны по сравнению со многими другими диагностическими категориями. Исследования с применением традиционных психологических тестов до настоящего времени свидетельствуют о то ...

Клиническая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Так ...

Диагностические критерии для параноидного расстройства личности по DSM-III-R
А. Начинающаяся в ранней взрослости и проявляющаяся в различных контекстах глубокая и необоснованная склонность интерпретировать действия людей как преднамеренно унижающие или угрожающие, на что указывают по крайней мере четыре признака из следующих: 1) безосновательные ожидания больного, что другие будут эксплуатировать его или причин ...