Сущность системного кризиса в психологииСтраница 4
Психология, таким образом, оказавшись в наиболее "горячей точке" взаимодействия различных метадигм, испытывает на себе их противоречивое влияние, которое отображается в ее внутренних противоречиях, воспринимаемых как кризис психологического знания и традиционных способов его получения.
Ее кризис носит системный характер, имея в своей основе три ключевых фактора:
1) общий кризис рационализма,
2) функциональный кризис науки,
3) кризис естественнонаучности и традиционной - позитивистской - модели получения знания.
Все три составляющие этого кризиса имеют социальные корни, и поэтому кризис психологии, проявляющийся в основном в когнитивной плоскости - как кризис психологического знания и способов его получения, обусловлен преимущественно социальными причинами, являясь кризисом не столько самой психологической науки, сколько системы ее взаимоотношений с обществом, и поэтому может разрешиться только социальным путем. Наивно полагать, что изобретение новых систем психологического знания, развитие уже существующих или отработка новых способов аргументации помогут рационалистической метадигме одолеть ее конкурентов. Рационалистическую науку можно метафорически охарактеризовать как "сознание" общества, а такие явления, как паранаука, отнести к проявлениям его "бессознательного". Современное общество явно предпочитает пребывать в бессознательном состоянии, а также имеет склонность к измененным состояниям сознания. Пока это так, у рациональной науки и, соответственно, у рационалистической психологии мало шансов на восстановление прежнего влияния на массовое сознание, которое все больше походит на массовое бессознательное[17].
Лабораторный
эксперимент
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экр ...
Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от дет ...
Эмоциональные особенности родителей и их роль в воспитании детей
Эмоциональные процессы – один из видов отражения окружающей насдействительности, особая форма отношения к предметам и явлениям. Выделяют три аспекта этих процессов:
- аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Шингаров);
- аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев);
- аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов). ...