Информация » Социально-психологическая адаптация младших подростков » Контрольная диагностика адаптации пятиклассников в конце учебного года

Контрольная диагностика адаптации пятиклассников в конце учебного года

Второй этап диагностики был проведен в апреле 2010г. По итогам методики «Чувства в школе» у пятиклассников в течение года преобладающим чувством является спокойствие (60%). В диаграмме на рис.4 видно, что преобладают положительные чувства.

Рис.4. Адаптация в конце учебного года. Методика «Чувства в школе».

Чувство благодарности испытывают 56% учащихся. Желание приходить в школу присутствует у 44%, симпатия к учителям и радость отмечается у 40% пятиклассников. Девять учеников отметили уверенность в себе (36%), и столько же признаются в усталости, что по-видимому связано с окончанием учебного года.

Тревога за будущее характерна для 30%, а беспокойство – для 28% пятиклассников. Пятая часть школьников (20%) не удовлетворены собой. Чувства сомнения и скуки испытывают 12%, а раздражение отмечается у 8% учащихся.

Таким образом, в конце учебного года у пятиклассников отмечается преобладание положительных чувств. Для большинства учащихся характерно спокойствие, что говорит о хорошей школьной адаптации.

По итогам диагностики школьной тревожности по методике Филипса отмечается снижение общего уровня тревоги. На рисунке 5 показано, что для 30% пятиклассников остаются проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх ситуации проверки знаний. У 32% фрустрирована потребность в достижении успеха, страх не соответствия ожиданиям остается у 28% пятиклассников. Страх самовыражения Общая тревожность в школе характерна для 30% учащихся.

Рис.5. Тревожность в конце года по методике Филипса

В результате изучения школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой были получены следующие данные: общий уровень школьной мотивации в классе выше среднего.

Рис.6. мотивация обучения по Лускановой.

На рисунке 6 показано, что у большинства пятиклассников хорошая школьная мотивация (44%). Положительное отношении к школе но с преобладанием привлекательности внеучебной деятельности отмечается у 24% учащихся. Учебная активность и высокий уровень школьной мотивации характерна для 32% пятиклассников.

Далее мы сравнили результаты первичного и контрольного исследований и проанализировали динамику изменения адаптации пятиклассников.

Сравнительный анализ уровня школьной мотивации первичного и контрольного исследования.

В диаграмме на рисунке 7 мы видим, как изменились приоритетные чувства, испытываемые пятиклассникам в школе. На смену беспокойству, сомнениям и тревоге за будущее, лидировавшим в начале учебного года, теперь пришли спокойствие, радость и благодарность учителям.

Рис. 7. Чувства в школе в начале и в конце учебного года

Как видно из сравнительной диаграммы на рисунке 8, уровень общей тревожности в школе снизился с 76% до 30%. Отмечено незначительное повышение уровня страха проверки знаний, что связано с итоговыми контрольными работами в конце учебного года.

Рис.8. Тревожность в начале и в конце учебного года.

Мотивация обучения пятиклассников заметно повысилась. На рисунке 9 видно, что по сравнению с началом учебного года, отмечается преобладание хорошей школьной мотивации.

Рис.9. Мотивация обучения в начале и в конце учебного года

Итак, подводя итоги проведенной работы, мы можем сделать следующие выводы:

В начале учебного года у пятиклассников были отмечены повышенная школьная тревожность, преобладание отрицательных чувств. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о низком уровне школьной адаптации.

В мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывали 76% школьников, уровень общей тревожности был отмечен также у 76% пятиклассников.

После реализации научно-методических рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями и пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников.

Таким образом, исходя из сравнительного анализа полученных данных, можно предположить, что проведение формирующего эксперимента оказало существенное влияние на снижение уровня тревожности в классе.


Случай из практики
Вернемся к случаю Дэвида, о котором уже говорилось в начале главы. Он позволяет на примере рассмотреть все основные признаки НРЛ. Дэвид, 40-летний адвокат, обратился за лечением по причине депрессии. Ее источником он считал проблемы в семье и в бизнесе, а также утверждал, что переживает кризис среднего возраста. Дэвид выглядел общитель ...

Клинические стратегии и методы
Лечение шизоидного расстройства личности является сложной задачей для психотерапевта, поскольку пациент обычно обращается за помощью по поводу расстройства Оси I и не стремится изменить характеристики личности. В этой ситуации психотерапевт должен подвести итоги лечения первичных проблем пациента и в то же время установить с ним отношен ...

Критерии антисоциального расстройства личности по DSM-III-R
А. Возраст на данный момент не младше 18 лет. Б. По крайней мере три расстройства поведения из нижеследующих, проявившиеся до 15 лет: 1) пациент часто прогуливал занятия в школе; 2) не менее двух раз тайком от родителей или лиц, их заменяющих, уходил из дома на всю ночь (или один раз, но не возвратившись наутро); 3) часто затевал др ...