Контрольная диагностика адаптации пятиклассников в конце учебного года
Второй этап диагностики был проведен в апреле 2010г. По итогам методики «Чувства в школе» у пятиклассников в течение года преобладающим чувством является спокойствие (60%). В диаграмме на рис.4 видно, что преобладают положительные чувства.
Рис.4. Адаптация в конце учебного года. Методика «Чувства в школе».
Чувство благодарности испытывают 56% учащихся. Желание приходить в школу присутствует у 44%, симпатия к учителям и радость отмечается у 40% пятиклассников. Девять учеников отметили уверенность в себе (36%), и столько же признаются в усталости, что по-видимому связано с окончанием учебного года.
Тревога за будущее характерна для 30%, а беспокойство – для 28% пятиклассников. Пятая часть школьников (20%) не удовлетворены собой. Чувства сомнения и скуки испытывают 12%, а раздражение отмечается у 8% учащихся.
Таким образом, в конце учебного года у пятиклассников отмечается преобладание положительных чувств. Для большинства учащихся характерно спокойствие, что говорит о хорошей школьной адаптации.
По итогам диагностики школьной тревожности по методике Филипса отмечается снижение общего уровня тревоги. На рисунке 5 показано, что для 30% пятиклассников остаются проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх ситуации проверки знаний. У 32% фрустрирована потребность в достижении успеха, страх не соответствия ожиданиям остается у 28% пятиклассников. Страх самовыражения Общая тревожность в школе характерна для 30% учащихся.
Рис.5. Тревожность в конце года по методике Филипса
В результате изучения школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой были получены следующие данные: общий уровень школьной мотивации в классе выше среднего.
Рис.6. мотивация обучения по Лускановой.
На рисунке 6 показано, что у большинства пятиклассников хорошая школьная мотивация (44%). Положительное отношении к школе но с преобладанием привлекательности внеучебной деятельности отмечается у 24% учащихся. Учебная активность и высокий уровень школьной мотивации характерна для 32% пятиклассников.
Далее мы сравнили результаты первичного и контрольного исследований и проанализировали динамику изменения адаптации пятиклассников.
Сравнительный анализ уровня школьной мотивации первичного и контрольного исследования.
В диаграмме на рисунке 7 мы видим, как изменились приоритетные чувства, испытываемые пятиклассникам в школе. На смену беспокойству, сомнениям и тревоге за будущее, лидировавшим в начале учебного года, теперь пришли спокойствие, радость и благодарность учителям.
Рис. 7. Чувства в школе в начале и в конце учебного года
Как видно из сравнительной диаграммы на рисунке 8, уровень общей тревожности в школе снизился с 76% до 30%. Отмечено незначительное повышение уровня страха проверки знаний, что связано с итоговыми контрольными работами в конце учебного года.
Рис.8. Тревожность в начале и в конце учебного года.
Мотивация обучения пятиклассников заметно повысилась. На рисунке 9 видно, что по сравнению с началом учебного года, отмечается преобладание хорошей школьной мотивации.
Рис.9. Мотивация обучения в начале и в конце учебного года
Итак, подводя итоги проведенной работы, мы можем сделать следующие выводы:
В начале учебного года у пятиклассников были отмечены повышенная школьная тревожность, преобладание отрицательных чувств. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о низком уровне школьной адаптации.
В мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывали 76% школьников, уровень общей тревожности был отмечен также у 76% пятиклассников.
После реализации научно-методических рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями и пятиклассниками, по итогам контрольной диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников.
Таким образом, исходя из сравнительного анализа полученных данных, можно предположить, что проведение формирующего эксперимента оказало существенное влияние на снижение уровня тревожности в классе.
Принципы взаимодействия психотерапевта и пациента
Пристальное внимание к психотерапевтическим отношениям — важная часть когнитивной психотерапии НРЛ. Нарциссизм определяется отклонениями в том, как эти люди относятся к окружающим и что они думают о себе по сравнению с другими. Когнитивная психотерапия обеспечивает превосходную возможность провести некоторую коррекцию межличностных отно ...
Конфликт как тип трудной ситуации
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего и военно-социальной группы. В этом случае признаками трудной ситуации выступают:
– осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мот ...
Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях
Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том ...