Информация » Системный кризис в психологии » Понимание человека в естествознании

Понимание человека в естествознании
Страница 2

Так в работе «Агрессия» Лоренц сравнивал одомашнивание животных с вредным влиянием жизни в городах, а в 1963 году — интерпретировал политическую активность в терминах нарушений агрессивных инстинктов. “Агрессия, — писал он, — это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям… Этология знает теперь так много о естественной истории агрессивности, что уже позволительно говорить о причинах некоторых нарушений этого инстинкта у человека”[38].

За книгой Лоренца об агрессии последовала серия исследований таких авторов, как Роберт Ардри, Десмонд Моррис. Все они находили у животных человеческие черты, такие как агрессивность, территориальные притязания, способность к выражению эмоций. Эти работы собрали свою аудиторию, — невзирая на критику, а может быть, как раз из-за нее: со стороны гуманитариев, которые подчеркивали значение социальных и политических детерминант человеческих действий и опыта.

Именно на этом фоне появилась книга Эдварда О. Уильсона “Социобиология: новый синтез”, за которой последовала полемическая, предназначенная для широкой аудитории работа “О человеческой природе”. Уильсон — биолог из Гарвардского университета, специалист по социальной жизни муравьев — задался целью создать новую науку — социобиологию, которую он определил как “систематическое исследование биологической основы всех форм социального поведения, у всех организмов, включая человека”[39].

Полемика существует и сейчас, но в настоящее время мы можем точно определить, что же о человеке лежит в сфере естественных наук, а что изучается обществоведческими.

Человек в естественных науках рассматривается как индивид, биологическое существо со свойственным ему сходством с животными. Интерес для естественных наук представляет физиологические механизмы психики, организация центральной нервной системы, законы функционирования различных органов, взаимосвязи природы и человека, их взаимное влияние и факторы становления человека как физиологической системы.

На разработанные в естествознании законы и принципы ложатся разработки обществоведческих наук или противостоя им или их подтверждая.

Страницы: 1 2 


Исторический и теоретический обзор
Как отмечено ранее, термин «шизоидный» впервые использовался Блейлером (Bleuler, 1924) [Следует обратить внимание на то, что ранее в тексте речь шла о швейцарском психиатре Манфреде Блейлере, а ссылка дается на работу его отца, Эйгена Блейлера. — Примеч. перев.], описавшим «замкнутого», подозрительного, унылого человека, энергия которог ...

Стадии психодрамы и её структура построения
Психодрама – это не просто форма выражения поведения и форма коммуникации "на языке действий", не только конкретизация словесного общения, чувств и мыслей и уж, конечно, это не набор упражнений и методов для извлечения информации или выявления скрытого конфликта. Психодрама – это систематический метод психотерапии; метод, реал ...

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни
В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спо­койным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они неред­ко вызывают раздражение, испуг, нарушают ...