Информация » Иллюзии зрительного восприятия (эксперименты Мюллера-Лайера) » Метод установки на примере опыта Мюллера-Лайера

Метод установки на примере опыта Мюллера-Лайера

Метод установки – как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. В некоторых случаях лучше, если манипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравнивать стимул к данному стандарту должен, согласно инструкции, сам испытуемый. Он делает это несколько раз. Метод применяется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть использован и для определения разностного порога. Проиллюстрируем этот метод на данных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Использованная в опыте установка показана на рис. 5.

Рис. 5. Схема установки для исследования иллюзии Мюллера-Лайера

Линии имеют одинаковую длину, но линия слева – сравниваемый стимул – кажется длиннее, чем линия справа – стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) в физических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метров от аппарата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длину переменной линии, двигая "скобку" туда и обратно, прежде чем сделать окончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет 60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью до миллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задача опыта заключается только в том, чтобы определить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной линии. Половина подгонок начиналась с переменной линии меньшей длины, чем стандарт, так что для подгонки требовалось движение от стандарта ("От" или восходящая проба). Для другой половины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и, следовательно, для подгонки необходимо движение к нему (проба "К" или нисходящая проба). Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобы устанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенства в начале каждой пробы. Пробы "От" и "К" уравновешивались, чтобы исключить возможное влияние практики и утомления. Для этого первые 15 проб делались восходящими, следующие 30 – нисходящими и последние 15 – снова восходящими. Планируя опыт с подгонками, нужно учитывать и другие факторы, значимость которых зависит от общности требуемых психофизических данных. Итак, в иллюзии Мюллера-Лайера существенное значение, несомненно, имеет тот факт, что размеры реальных объектов перевешивают частичные оценки элементов этих объектов: линии с расходящимися углами образуют большую фигуру, чем линии с идущими внутрь углами.


Принцип доброжелательности
Этот принцип говорит о том, что к каждому человеку должен быть подход, учитывающий его эмоциональные. Чувствительные особенности. В кругу членов тренинга необходимо установить доброжелательную, товарищескую атмосферу внимания и участия к каждому участнику. Этот принцип помогает хорошо расслабиться в коллективе и провести работу на высок ...

Теоретико-методологические подходы к тренингу
Ю.М. Жуков [28, 29] выделяет 2 основных подхода в тренинге : компетенциарный и экспериентальный. Они рассматриваются в качестве различных подходов к обучению в ходе тренинга. Компетенциарный подход рассматривает обучение, фокусированное на компетенциях, а экспериентальный рассматривает обучение как базирующееся на опыте. В первом под ...

Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников. Характеристика выборки исследования
В эксперименте участвовало 40 детей старших массовых групп ТМДОУ "Детский сад "Белоснежка" г. Дудинки, из которых 20 человек составили экспериментальную группу (старшая А) и 20 человек - контрольную группу (старшая Б). Возраст участников эксперимента от 5 до 6 лет. Таблица 1. Список детей экспериментальной группы № ...