Информация » Психологические особенности воспитания в различных семьях » Особенности социально-психологической адаптации детей в семьях с разными стилями воспитания

Особенности социально-психологической адаптации детей в семьях с разными стилями воспитания

Исследование посвящено изучению качественных особенностей влияния семьи на СПА личности подростка. В процессе изучения данной темы, была выдвинута гипотеза, о том, что позитивный интерес родителей по отношению к ребёнку положительно коррелирует с уровнем СПА подростка, в то время как родительская директивность, враждебность, автономность и непоследовательность имеют отрицательную корреляционную связь с уровнем СПА. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 42 г. Белгорода. Выборку составили учащиеся 9 «Г» в количестве пятнадцати человек.

1) Тестирование: опросники «Подростки о родителях» (ADOR) и СЛА (адаптированный А. К. Осницким).

2) Статистический анализ (статистический пакет Stadia 6.0).

В процессе изучения и структурирования, имеющихся в науке данных о характере социально-психологической адаптации детей в семьях с разными стилями воспитания, выяснилось, что чаще всего исследователями выделяются следующие типы «неправильного» родительского воспитания:

1) Чрезмерный контроль над ребёнком, ограничение его самостоятельности, директивность родителей.

2) Полное отсутствие контроля, попустительское, чрезмерно снисходительное отношение к детям.

3) Детоцентрическая позиция, потакание любым желаниям ребёнка.

4) Непоследовательное воспитание, частое и хаотичное чередование различных стилей воспитания.

Стиль семейного воспитания неотделим от отношения к ребёнку, которое за ним кроется и обуславливает его. Поэтому в различных классификациях воспитательных стилей часто фигурирует указание на эмоциональное отношение к ребёнку (враждебность, интерес, сочувствие, уважение, агрессивность и т. д.).

Существенных различий в позициях отечественных и зарубежных исследователей не обнаружено. Но в целом, многие из них слишком однозначны и слабо диференцированны. В частности, при анализе воздействий воспитательных принципов родителей на формирование личности ребёнка, не учитывается специфичность влияния пола родителей. Например, непонятно, одинаково ли сказывается на личности ребёнка гиперопека отца и гиперопека матери.

В результате обработки эмпирических данных о стиле семейного воспитания и СПА подростков, выяснилось, что воспитательный стиль матери в большей степени связан с адаптивными личностными особенностями ребёнка, чем воспитательный стиль отца. Было обнаружено, что существует положительная корреляционная связь позитивного интереса матери с СПА подростка.

Кроме того, исследование выявило, что повышение уровня автономности матери и отца связано с повышением уровня адаптированности и эмоционального комфорта подростка.


Соотношение понятий «личность», «человек», «индивидуальность»
Независимо от того, какой школы или направления придерживается философ, необходимо что бы он различал три уровня понятия «человек», «личность», «индивидуальность»: 1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза «человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный ч ...

Этапы научного исследования
Основные этапы психологического исследования. Этапы Процедуры подготовительный 1.необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы. 2.формулировка задач 3.определение объекта и предмета исследования 4.формулировка гипотезы 5.подбор методов и методик. исследовательский Сбор ...

Возрастные ограничения
Существуют возрастные ограничения использования рисунка и живописи как диагностического и коррекционного метода. Так, в возрасте от 3 до 5 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового ...