Информация » Психологические особенности воспитания в различных семьях » Особенности групповых динамических процессов в семьях военнослужащих

Особенности групповых динамических процессов в семьях военнослужащих

Внимание со стороны государства, уделяемое социальным проблемам семей военнослужащих (обеспечение жильем, правовые гарантии, денежные выплаты и компенсации и т.д.), должно способствовать уменьшению психологических проблем в этих семьях, таких как конфликтность, неудовлетворенность браком, проблема лидерства, проблема ролевой дисфункциональности и др. Но не менее важно внимание и к психологическим проблемам семейной жизни российских военнослужащих, так как данные семьи уязвимы и нередко подвержены сильным хроническим стрессам. Постоянная смена жительства, неустроенность жилищно-бытовых условий, профессиональная напряженность, подчиненность семейной жизни воинскому режиму, командировки и боевые дежурства - это лишь часть тех стрессогенных факторов, которые оказывают постоянное негативное влияние на жизнь семьи.

Профессиональная деятельность офицера оказывает влияние на жизнедеятельность семьи, на внутрисемейные процессы, в том числе, связанные с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла к другому. Можно предположить, что динамика таких изменений в семьях военнослужащих будет иметь свою специфику, обусловленную профессиональной деятельностью офицера.

Мы провели эмпирическое исследование, в котором особое внимание уделяется изучению групповых динамических процессов в семьях военнослужащих, а именно, ролевых ожиданий и притязаний, сплоченности, семейных установок. На наш взгляд, именно в этих групповых динамических процессах проявляется специфика влияния воинской службы офицера на динамику жизнедеятельности семьи, поскольку данные процессы наиболее подвержены воздействию особенностей воинской службы офицера, а также являются потенциально конфликтными в семейной жизнедеятельности.

В исследовании принимали участие 25 семей военнослужащих, где военнослужащим является мужчина. Средний возраст испытуемых 40 лет, стаж семейной жизни в среднем 17 лет. Мы использовали методики «Шкала семейной адаптации и сплоченности» Олсона Д. (FACES-3) (Олсон Д.Х., Портнер Дж., Лави И., 1985); РОП Волковой А.Н. (Волкова А.Н., 1979); «Измерение установок в супружеской паре» Алешиной Ю.Е. (Алешина Ю.Е., 1979); опросник удовлетворенности браком Столина В.В., Романовой Т.А., Бутенко Г.П. (Столин В.В., Романова Т.А., Бутенко Г.П., 1984). Применялись такие методы исследования как наблюдение и интервью.

Оказалось, что супруги имеют общие значимые для них семейные установки, которые способствуют сплоченности семьи: установка на большую значимость детей в семейной жизни; ориентация на совместную деятельность супругов в семейной жизни; ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь; ориентация на традиционное устройство семьи.

Статистически значимые связи (p < 0,04) свидетельствуют о том, что значимые установки для обоих супругов в семьях военнослужащих способствуют повышению сплоченности. По результатам исследования выявлено, что в семьях военнослужащих имеются особенности ролевого поведения в значимых для них сферах семейной жизни, а именно в эмоционально-психотерапевтической, хозяйственно-бытовой, социальной активности и внешней привлекательности. Особенности ролевого поведения супругов в значимых сферах семейной жизни, которые отличают их от других семей, заключаются в следующем: 1)супруги в семьях военнослужащих ждут друг от друга моральной поддержки, при этом они не готовы брать на себя ответственность за реализацию этой функции. 2)хозяйственно-бытовые функции в семьях военнослужащих реализуются женами. Жены ожидают от мужей большей социальной активности. 3)супруги желают видеть друг в друге внешне привлекательного партнера. Однако мужья- военнослужащие не стремятся соответствовать современной мужской моде, так как привыкли носить военную форму.

Выявлено также, что групповые динамические процессы в семьях военнослужащих имеют характерные особенности и взаимосвязаны с удовлетворенностью браком: 1) совпадение значимых установок у супругов в семьях военнослужащих на большую значимость детей в семейной жизни, на совместную деятельность супругов, на традиционно представляемую романтическую любовь, на традиционное устройство семьи способствует повышению уровня субъективной удовлетворенности браком супругов в семьях военнослужащих. 2) при повышении уровня удовлетворенности браком супругов значимость эмоционально-психотерапевтической сфера, хозяйственно-бытовой сферы, сферы социальной активности и внешней привлекательности супругов снижается в виду отсутствия разногласий. При низкой удовлетворенности браком повышается значимость данных сфер в связи с возникновением разногласий между супругами в данных сферах. 3) в семьях военнослужащих значимым критерием для эмоциональной оценки удовлетворенности браком является сплоченность как степень эмоциональной связи между членами семьи.


Возрастные особенности понимания человека человеком
Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности, человек опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный им в иных, чем эта деятельность, условиях. Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, с новыми для него людьми опирается на те первичные и элементарно обо ...

Цели разогрева
1. помочь потенциальному протагонисту свыкнуться с мыслью, что ему придется описывать свои проблемы и разбираться в них языком действий. Люди приучены словесно описывать все, что с ними происходит. Так они поступают в нормальной ситуации, так продолжают поступать и во взаимодействии в ходе психотерапии. Чисто поведенческая демонстрация ...

Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее психическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающие возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа человеч ...