Факторы, влияющие на эмпатийность
К. Мерфи было доказано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним, интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), от предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии напрямую связано с изменением темперамента у ребенка, его эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех групп, в которых он воспитывается.
Важную роль в развитии эмпатийности играет эмоция печали. Отрицательные эмоции помогают вспоминать свой прошлый опыт, вызывает жалость и сострадание к человеку, побуждает помочь ему.
Кроме того, А. А. Бондалев и Т. Р. Каштанов показали, что широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.
Е. Стотланд проводил обширные исследования, изучая взаимосвязь появления ребенка на свет, количества детей в семье и проявление у них эмпатии. Так, первые и единственные (ПЕ) склонны к конформизму, они приписывают себе роль родителей. Чем больше выражен мотив личного успеха у таких детей, тем меньше выражена эмпатийность. «Позднерожденные (ПР) переживают за людей, если она похожи, обладают равными с ПР статусом, если отношение с объектом эмпатии у них взаимны и равнозависимы». (Ильин Е. П., 2007, стр. 293)
И. М. Юсупов изучал проявление эмпатии у экстерналов и интерналов. По результатам исследований, у интерналов показатели эмпатийности выше. Он же выявил влияние на эмпатию количества детей в семье: в многодетных семьях развитие эмпатии у подростка тормозилось.
Мешает формированию и проявлению эмпатии эгоцентризм, испытываемый психологический дискомфорт, такой как тревожность, агрессия, депрессия, невротизация. Важную роль играют установки,, препятствующие эмпатии, например: избегание лишних контактов, неуместность проявления любопытства к другой личность, спокойное отношение к переживаниям и проблемам других людей. Возможно, именно из-за этих личностных особенностей тренинг эмпатии будет иметь успех только с теми людьми, как свидетельствуют исследования И. М. Юсупова, у которых ее исходный уровень не ниже среднего.
Критерии принятия решений
Несмотря на то, что проблема принятия решения (ПР) одна из классических философских проблем и много лет изучается в сфере математики, экономики, кибернетики и других наук, она стала предметом изучения психологической науки сравнительно недавно. Началом внедрения психологической проблематики в теорию ПР можем считать работы Г. Саймона. П ...
Механизмы взаимопонимания в общении
"Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения"- Г. Форд.
Знание механизмов взаимопонимания помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способствует эффективности общения.
Основными механизмами взаимопонимания являются:
· иде ...
Психологическое измерение
Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.
Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизик ...