Эмпатическое взаимодействие » Факторы, влияющие на эмпатийность

Факторы, влияющие на эмпатийность

К. Мерфи было доказано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним, интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), от предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии напрямую связано с изменением темперамента у ребенка, его эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех групп, в которых он воспитывается.

Важную роль в развитии эмпатийности играет эмоция печали. Отрицательные эмоции помогают вспоминать свой прошлый опыт, вызывает жалость и сострадание к человеку, побуждает помочь ему.

Кроме того, А. А. Бондалев и Т. Р. Каштанов показали, что широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.

Е. Стотланд проводил обширные исследования, изучая взаимосвязь появления ребенка на свет, количества детей в семье и проявление у них эмпатии. Так, первые и единственные (ПЕ) склонны к конформизму, они приписывают себе роль родителей. Чем больше выражен мотив личного успеха у таких детей, тем меньше выражена эмпатийность. «Позднерожденные (ПР) переживают за людей, если она похожи, обладают равными с ПР статусом, если отношение с объектом эмпатии у них взаимны и равнозависимы». (Ильин Е. П., 2007, стр. 293)

И. М. Юсупов изучал проявление эмпатии у экстерналов и интерналов. По результатам исследований, у интерналов показатели эмпатийности выше. Он же выявил влияние на эмпатию количества детей в семье: в многодетных семьях развитие эмпатии у подростка тормозилось.

Мешает формированию и проявлению эмпатии эгоцентризм, испытываемый психологический дискомфорт, такой как тревожность, агрессия, депрессия, невротизация. Важную роль играют установки,, препятствующие эмпатии, например: избегание лишних контактов, неуместность проявления любопытства к другой личность, спокойное отношение к переживаниям и проблемам других людей. Возможно, именно из-за этих личностных особенностей тренинг эмпатии будет иметь успех только с теми людьми, как свидетельствуют исследования И. М. Юсупова, у которых ее исходный уровень не ниже среднего.


Возрастные особенности восприятия человека человеком
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Развитие ребенка – с момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества. В ходе формирования ребенка как члена о ...

Идентификация
Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. [6; стр.114] Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания. Свое восприятие и понимание другого ...

Исторический обзор
Хотя понятие пассивно-агрессивного стиля личности было описано в более ранних работах, до Второй мировой войны этот термин не употреблялся. В 1945 году «незрелая реакция» была описана Военным департаментом как реакция на «обычный военный стресс, проявляющаяся в беспомощности или неадекватных реакциях, пассивности, обструкционизме или вс ...