Факторы, влияющие на эмпатийность
К. Мерфи было доказано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним, интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), от предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии напрямую связано с изменением темперамента у ребенка, его эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех групп, в которых он воспитывается.
Важную роль в развитии эмпатийности играет эмоция печали. Отрицательные эмоции помогают вспоминать свой прошлый опыт, вызывает жалость и сострадание к человеку, побуждает помочь ему.
Кроме того, А. А. Бондалев и Т. Р. Каштанов показали, что широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.
Е. Стотланд проводил обширные исследования, изучая взаимосвязь появления ребенка на свет, количества детей в семье и проявление у них эмпатии. Так, первые и единственные (ПЕ) склонны к конформизму, они приписывают себе роль родителей. Чем больше выражен мотив личного успеха у таких детей, тем меньше выражена эмпатийность. «Позднерожденные (ПР) переживают за людей, если она похожи, обладают равными с ПР статусом, если отношение с объектом эмпатии у них взаимны и равнозависимы». (Ильин Е. П., 2007, стр. 293)
И. М. Юсупов изучал проявление эмпатии у экстерналов и интерналов. По результатам исследований, у интерналов показатели эмпатийности выше. Он же выявил влияние на эмпатию количества детей в семье: в многодетных семьях развитие эмпатии у подростка тормозилось.
Мешает формированию и проявлению эмпатии эгоцентризм, испытываемый психологический дискомфорт, такой как тревожность, агрессия, депрессия, невротизация. Важную роль играют установки,, препятствующие эмпатии, например: избегание лишних контактов, неуместность проявления любопытства к другой личность, спокойное отношение к переживаниям и проблемам других людей. Возможно, именно из-за этих личностных особенностей тренинг эмпатии будет иметь успех только с теми людьми, как свидетельствуют исследования И. М. Юсупова, у которых ее исходный уровень не ниже среднего.
Анамнез жизни
Наследственность: ближние родственники и родители больной психическими заболеваниями не страдали. Странности поведения членов семьи не отмечает. Вредностей во время беременности матери больная не отмечает. Сейчас проживает с сыном, в благоустроенной квартире. Бытовые условия удовлетворительные. Отношения с сыном хорошие. Очень привязана ...
Изучение акустической системы невербального поведения человека
Темпо-ритмические особенности речи при говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, акт ...
Составьте симптомокомплекс деловых качеств
личности, необходимых в личностной структуре профессиограммы юриста
Глубина мышления, позволяющая понять сущность факта, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты происходящего.
Широта мышления – способность привлечь различные знания, охватить широкий круг вопросов из области теории и практики.
Мобильность и быстрота ума – способность к продуктивному мышлению в разнообразной обст ...