Информация » Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд) » Теологические представления Фрейда.Религия как общественный невроз

Теологические представления Фрейда.Религия как общественный невроз

Культурологические размышления Фрейда неизбежно

подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-

реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-

нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

мание на их связь с религиозными представлениями, тем

более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.

Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,

что при падении религии деградирует и культу-

ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

те своего развития налагает запреты на его желания.

Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна

отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

защитить его от проявлений природы и от посягательств

на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто

же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый

замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,

устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает

отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять

его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают

свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом

остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою

очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как

бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-

награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд

установил, что религия является массовым неврозом. На

основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что

религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

вое невротическое состояние. Так, например, если нев-

ротик боится не производить какие-то определенные дви-

жения, то любой истинно верующий человек так же боится

не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница

заключается лишь в том, что невротик не может объ-

яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

верующий человек, в зависимости от своего познания те-

ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-

венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-

тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда

опасней общественного, так как он отрицательно влияет

на физическое состояние больного, тогда как данный об-

щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

же религию можно назвать и антиневрозом, так как она

помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

альные противоречия. И разрушение религии

ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-

далось в России после революции, хотя позже произошла

подмена веры. Для развития общества нужны какие-то

основы, и с падением старых появляются новые. Так,

например, религиозную основу в России сменила комму-

нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже

рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко

возросло астеническое состояние общества, возросла

преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

и т.д.


Теоретическая часть. Самосовершенствование личности. Мотивация. Понятие мотива и мотивации
Мотив (от лат. двигаю, толкаю) – это материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность. Мотив имеет три основные функции: 1. побудительная, она обеспечивает активацию и направление деятельности; 2. регуляционная – обеспечивает регуляцию деятельности в конкретных условиях; 3. смыслообразующая – о ...

Благодарности
Выход в свет любой книги связан с шестью важными этапами. Первый из них — это нервная дрожь и возбуждение при начале работы над книгой. На этой ранней стадии предлагаются, разрабатываются, видоизменяются, отвергаются, переоцениваются и по-новому формулируются различные идеи. Причиной написания этой книги, как и многих других наших работ ...

Влияние деятельности на психическое развитие ребенка
Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме того, он рисует, возводит дворцы из строительно­го материала, слушает сказки и рас ...