Информация » Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд) » Теологические представления Фрейда.Религия как общественный невроз

Теологические представления Фрейда.Религия как общественный невроз

Культурологические размышления Фрейда неизбежно

подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-

реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-

нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

мание на их связь с религиозными представлениями, тем

более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.

Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,

что при падении религии деградирует и культу-

ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

те своего развития налагает запреты на его желания.

Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна

отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

защитить его от проявлений природы и от посягательств

на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто

же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый

замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,

устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает

отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять

его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают

свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом

остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою

очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как

бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-

награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд

установил, что религия является массовым неврозом. На

основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что

религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

вое невротическое состояние. Так, например, если нев-

ротик боится не производить какие-то определенные дви-

жения, то любой истинно верующий человек так же боится

не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница

заключается лишь в том, что невротик не может объ-

яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

верующий человек, в зависимости от своего познания те-

ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-

венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-

тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда

опасней общественного, так как он отрицательно влияет

на физическое состояние больного, тогда как данный об-

щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

же религию можно назвать и антиневрозом, так как она

помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

альные противоречия. И разрушение религии

ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-

далось в России после революции, хотя позже произошла

подмена веры. Для развития общества нужны какие-то

основы, и с падением старых появляются новые. Так,

например, религиозную основу в России сменила комму-

нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже

рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко

возросло астеническое состояние общества, возросла

преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

и т.д.


Изменения в организации личности
Убеждения, имевшиеся у пациента до развития депрессии или тревоги, становятся намного более сильными и всеобъемлющими. Убеждения типа «Если вам не сопутствует успех, вы ничего не стоите» или «Хорошая мать должна всегда удовлетворять потребности ребенка» станут крайне выраженными. Кроме того, некоторые аспекты негативного образа себя ста ...

Психолог должен знать
3.1. Нормативные правовые документы сферы образования. 3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психо ...

Этические нормы в работе психолога МОУДО
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами: 1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. 2. Принцип компетентности психолога. 3. Принцип беспристрастности психолога. 4. Принцип конфедициальности. 5. Принцип осведомленного согласия. 6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. 7. Пр ...