Информация » Типология конфликтных личностей » Понятие коучинга, как одного из направлений психологического консультирования

Понятие коучинга, как одного из направлений психологического консультирования
Страница 1

"Принципы коучинга основаны на достижении современной западной психологии и древней восточной мудрости", Джон Уитмор.

Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Это определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.

Коучинг – профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями. Это один из методов консультирования, возник 20 лет назад, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а так же его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента [1].

Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя в поиске решений задач клиента. Коуч раскрывает творческий потенциал каждого клиента, поддерживает и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента.

Главные задачи коучинга:

разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи следующих инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса;

принятие конечного решения клиентом;

стимулирование самообучения;

полное раскрытие потенциала клиента;

повышение мотивации клиента.

Модели коучинга, разработаны Джоном Уитмором. В оригинале они представляют собой "Goal", "Reality", "Options", "What". В целом модели коучинга образуют аббревиатуру GROW, что в переводе означает "РOCT":

Goal - постановка цели

Reality - анализ реальности

Options - определение возможностей к действии

Will - воспитание воли к действию

Направления коучинга:

Бизнес-коучинг: решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека – то есть в бизнесе. Здесь два направления работы:

Коучинг для руководителей – все о вопросах управления, руководства, направления организации и сотрудников. А точнее: лидерские технологии, построение команды, конфликты, корпоративная культура, мотивация персонала, реорганизация, реструктуризация, стратегическое планирование, и т.п.;

Коучинг для рядовых сотрудников компании: как войти в коллектив, став своим человеком; как научиться встраиваться в любую команду, в любую компанию с разными стилями управления, как находить общий язык с разными руководителями; конфликты с руководителем и коллегами; как преодолеть кризис профессионального роста; как пройти собеседование, испытательный срок; как сделать карьеру; как достойно выступить на совещании, представить свой проект; тайм-менеджмент; решение профессиональных задач (например, для торгового представителя – как грамотно работать с возражениями потенциального клиента), и многое другое.

Личностный коучинг: решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь два направления:

Коммуникативное – выстраивание, налаживание отношений с окружающими людьми (близкими, друзьями, семьей);

Личностное – работа клиента со своей личностью – уверенность в себе, адекватная самооценка, осмысленность жизни, самоопределение в жизни (кто я? куда и зачем жить? почему именно так, с этим человеком? и т.п.), поиск внутренних сил, источников бодрости и активности, стрессоустойчивость – как управлять эмоциями, и многое другое.

По мнению С. Авдеева, коучинг необходим «всем, кто понимает, что жизнь – это движение, а смерть – остановка. А двигаются те, кто имеет смелость желать большего, чем есть сейчас, кто готов время от времени пересматривать свои привычные стратегии (жизни, общения, работы) и повышать качество своей жизни и/или работы». Автор выделяет две категории людей, которым необходим коучинт:

Пользователи – это люди, чья работа так или иначе связана с менеджментом, либо – консультированием, лечением, обучением. Это менеджеры, что уже пришли к пониманию того, что старые методы управления подчиненными не только не способствуют их эффективной работе, но и подавляют инициативность, делают подчиненных безответственными, работающими «для галочки», не желающими вкладываться в компанию временем и силами. Это менеджеры по персоналу, что ищут новые способы построения кадровой политики, пути формирования лояльности персонала, болеющего за компанию душой. Это консультанты, психологи, психотерапевты, ищущие новые эффективные методы работы.

Клиенты – от бизнесменов до домохозяек. Все, кто готов стать самодостаточным в бизнесе, личной жизни.

У коучинга есть существенные отличия от психотерапии, консультирования, тренинга.

Психотерапия – область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на людей с целью избавления их от психологического дискомфорта. Консультант – дает рекомендации, с ним совместно формируется образ желаемого результата,. Тренинг по сути своей представляет совокупность приемов, техник и прочего инструментария, которым на тренинге учат пользоваться. В отличие от этого, коучинг подразумевает не только устранение психологического дискомфорта у клиента, но коуч – консультант закончит свою работу только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать – сам, без чьей бы то ни было помощи.

Страницы: 1 2


Работа и достижения
Нарциссические личности могут интенсивно трудиться, но при этом ставят перед собой эгоистические цели. Мотив их личного признания людьми гораздо более важен для нарциссических личностей, чем общественная ценность выполняемой ими работы, вклад, вносимый ими в благосостояние семьи, или просто удовольствие от самой работы. В других случаях ...

Клинические стратегии и методы
Лечение шизоидного расстройства личности является сложной задачей для психотерапевта, поскольку пациент обычно обращается за помощью по поводу расстройства Оси I и не стремится изменить характеристики личности. В этой ситуации психотерапевт должен подвести итоги лечения первичных проблем пациента и в то же время установить с ним отношен ...

Выявление схем
Психотерапевт должен использовать собранные данные, чтобы выявить Я-концепцию пациентов, а также правила и формулы, по которым они живут. Часто психотерапевт должен определить Я-концепцию пациентов по ее проявлениям в описаниях разнообразных ситуаций. Пациент заявляет, например, следующее: «Я свалял дурака, когда неправильно заплатил к ...