Информация » Типология конфликтных личностей » Понятие коучинга, как одного из направлений психологического консультирования

Понятие коучинга, как одного из направлений психологического консультирования
Страница 1

"Принципы коучинга основаны на достижении современной западной психологии и древней восточной мудрости", Джон Уитмор.

Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Это определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.

Коучинг – профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями. Это один из методов консультирования, возник 20 лет назад, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а так же его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента [1].

Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя в поиске решений задач клиента. Коуч раскрывает творческий потенциал каждого клиента, поддерживает и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента.

Главные задачи коучинга:

разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи следующих инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания, интуиции, обучения и совместного нахождения жизненного баланса;

принятие конечного решения клиентом;

стимулирование самообучения;

полное раскрытие потенциала клиента;

повышение мотивации клиента.

Модели коучинга, разработаны Джоном Уитмором. В оригинале они представляют собой "Goal", "Reality", "Options", "What". В целом модели коучинга образуют аббревиатуру GROW, что в переводе означает "РOCT":

Goal - постановка цели

Reality - анализ реальности

Options - определение возможностей к действии

Will - воспитание воли к действию

Направления коучинга:

Бизнес-коучинг: решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека – то есть в бизнесе. Здесь два направления работы:

Коучинг для руководителей – все о вопросах управления, руководства, направления организации и сотрудников. А точнее: лидерские технологии, построение команды, конфликты, корпоративная культура, мотивация персонала, реорганизация, реструктуризация, стратегическое планирование, и т.п.;

Коучинг для рядовых сотрудников компании: как войти в коллектив, став своим человеком; как научиться встраиваться в любую команду, в любую компанию с разными стилями управления, как находить общий язык с разными руководителями; конфликты с руководителем и коллегами; как преодолеть кризис профессионального роста; как пройти собеседование, испытательный срок; как сделать карьеру; как достойно выступить на совещании, представить свой проект; тайм-менеджмент; решение профессиональных задач (например, для торгового представителя – как грамотно работать с возражениями потенциального клиента), и многое другое.

Личностный коучинг: решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь два направления:

Коммуникативное – выстраивание, налаживание отношений с окружающими людьми (близкими, друзьями, семьей);

Личностное – работа клиента со своей личностью – уверенность в себе, адекватная самооценка, осмысленность жизни, самоопределение в жизни (кто я? куда и зачем жить? почему именно так, с этим человеком? и т.п.), поиск внутренних сил, источников бодрости и активности, стрессоустойчивость – как управлять эмоциями, и многое другое.

По мнению С. Авдеева, коучинг необходим «всем, кто понимает, что жизнь – это движение, а смерть – остановка. А двигаются те, кто имеет смелость желать большего, чем есть сейчас, кто готов время от времени пересматривать свои привычные стратегии (жизни, общения, работы) и повышать качество своей жизни и/или работы». Автор выделяет две категории людей, которым необходим коучинт:

Пользователи – это люди, чья работа так или иначе связана с менеджментом, либо – консультированием, лечением, обучением. Это менеджеры, что уже пришли к пониманию того, что старые методы управления подчиненными не только не способствуют их эффективной работе, но и подавляют инициативность, делают подчиненных безответственными, работающими «для галочки», не желающими вкладываться в компанию временем и силами. Это менеджеры по персоналу, что ищут новые способы построения кадровой политики, пути формирования лояльности персонала, болеющего за компанию душой. Это консультанты, психологи, психотерапевты, ищущие новые эффективные методы работы.

Клиенты – от бизнесменов до домохозяек. Все, кто готов стать самодостаточным в бизнесе, личной жизни.

У коучинга есть существенные отличия от психотерапии, консультирования, тренинга.

Психотерапия – область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на людей с целью избавления их от психологического дискомфорта. Консультант – дает рекомендации, с ним совместно формируется образ желаемого результата,. Тренинг по сути своей представляет совокупность приемов, техник и прочего инструментария, которым на тренинге учат пользоваться. В отличие от этого, коучинг подразумевает не только устранение психологического дискомфорта у клиента, но коуч – консультант закончит свою работу только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать – сам, без чьей бы то ни было помощи.

Страницы: 1 2


Роль Я–концепции в поведении человека. Внешний облик и Я–концепция
Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческог ...

Понимание человека в педагогике
Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики"[29]. Без ответов на вопросы о месте, сущности и назначении человека в мире, его возможностях, механизмах внутренней и внешней деятельности - р ...

Наблюдательность
Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее "теряет голову", а вместе с этим и наблюдательность. У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется. Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет ...