Информация » Игра - ведущий вид деятельности дошкольника » Игра в старшем дошкольном возрасте.

Игра в старшем дошкольном возрасте.
Страница 1

а) Особенности сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества – освоение.

Как правило, они заранее планируют игру – договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Сам же сюжет определяется в ее ходе за счет выполнения каждым участником своих ролевых действий, обращенных к партнерам по игре, и их ответных действий.

Однако далеко не всегда детям удается (особенно при большом количестве участников игры) последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие или дети не понимают обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях требуется специальное обсуждение дальнейшего хода игры, нередко – вмешательство взрослого.

В играх, имеющих развернутый сюжет, уже невозможно «буквально» выполнить каждое игровое действие – это только тормозит развитие сюжета. Поэтому игровые действия старших дошкольников выглядят скорее намеком на выполнение, чем реальным его выполнением. Они приобретают условный характер: еда изображается одним взмахом руки по направлению ко рту, письмо – проведением рукой в воздухе над бумагой и т.п. Значительная часть действий вообще не выполняется, а только обозначается словесно («Уже поели», «Едем», «Приехали»). Поскольку для детей самое важное – передать ролевые отношения, основные значения приобретают словесные обращения от лица своей роли к другим участникам игры.

Все больше внимания дети уделяют точному соблюдению правил, которые налагает на каждого участника игры выполняемая роль. Отклонение от их выполнения сразу же замечается партнерами по игре и вызывает их осуждение. Изменяется в старшем дошкольном возрасте и использование игрового материала. Поскольку игровые действия выполняются большей частью условно, для них не нужны предметы, с которыми можно действовать, как с настоящими. Значительно более привлекательными для детей становятся аксессуары, обозначающие роль (подзорная труба для капитана, бескозырка - для матроса, сумка с красным крестом и белая шапочка – для врача и т.п.).

Сложный характер приобретает у старших дошкольников соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте уже, как правило, выделились дети, постоянно являющиеся организаторами игр. Они обычно получают и главные роли. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяя действия остальных участников.

Пример.

Денис (5л.8м.). Обычно является организатором игр в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «Я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестер, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. В результате игра вертелась вокруг него, он поочередно посещал всех врачей и лечился.

Организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников. Их индивидуально-психологические качества, методы руководства играми могут оказать серьезное влияние на реальное взаимоотношения детей в играх и через это – на общий стиль общения детей и их поведение. Поэтому со стороны воспитателя требуется особое внимание к таким детям и, если необходимо, индивидуальная работа с ними.

У детей старшего дошкольного возраста наряду с сюжетно-ролевой игрой, получает развитие другая ее разновидность – режиссерская игра. Это – одиночная игра, но как бы впитывая опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.

Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности. Это, например. Сражения целых армий, имеющих генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков, всадников, танков, пушек.

Страницы: 1 2


Желание и разум
Желание и разум: желание – это суть и правитель, в распоряжении которого есть множество слуг. А именно: советник по имени «разум» и рабы – практические исполнители, называемые «руки», «ноги», «глаза», «уши», «нос» и т.д. Необходимо понять, что желание – это единственное творение, и именно над ним мы должны работать. Это означает, что в ...

Описание эксперимента
Второй эксперимент проводился в Православной гимназии г. Москвы. В нем принимали участие учащиеся 3-х и 4-5-х классов, всего 37 детей. В 3-х классах - 17 человек, в 4-5-х – 20 человек. Эксперимент проводился в форме анкетирования. Детям было предложено заполнить анкету, под названием «Компьютер и дети: анкета для младших школьников», со ...

Общие принципы когнитивной психотерапии
Многие пациенты, например вышедшие из депрессии, больше не обвиняют себя в любой неудаче, прекращают делать негативные предсказания относительно будущего и менее склонны думать, что они плохие или неадекватные. Некоторые пациенты, однако, продолжают проявлять эти качества и утверждают, что они «всегда» так думали. Тем не менее они больш ...