От игры к учебе.

Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам – еще старшие дошкольники. Основным видом деятельности для них продолжает оставаться игра. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа.

Произвольное управление действиями, соблюдение правил возможно только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка целей, длительное напряжение произвольного внимания затрудняет и утомляет ребенка.

Если сразу при переходе ребенка в школу применять к нему школьные методы обучения, рассчитанные на детей, у которых уже сложились основные предпосылки учебной деятельности, это может привести либо к тому, что ребенок и в самом деле быстро «подтянется», приспособится к новым требованиям и в сжатые сроки овладеет основами учебной деятельности, либо же к тому, что он , наоборот, потеряет веру в свои силы, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно, и заболеет.

Психологически правильная организация деятельности маленьких первоклассников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно постепенно изменяться. Если в начале года большую часть заданий целесообразно преподносить в форме игры, то к концу года – в форме прямого обучения.

При этом дети должны различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание обязательно и его необходимо выполнить независимо от того , хочется тебе этого или нет.

В самих игровых формах обучения необходимо подчеркивать моменты, важные для овладения учебной деятельностью: точное выполнение правил, строгое распределение действий между участниками игры. Игровая форма, служащая только для развлечения, пользы не принесет.

Учебные задания могут вводится, как необходимая подготовка к будущей игре. Например, детям сообщают, что они будут играть в «космонавтов». Но для этого нужно научиться быстро складывать и вычитать, чтобы подсчитать расстояние, которое пролетел космический корабль и которое осталось пролететь. Те дети, которые научатся складывать и вычитать быстрее и точнее других, получат главные роли.

Другой вариант совместной деятельности детей, способствующий осознанию способа выполнения заданий, состоит в том, что один выполняет задание, а другой контролирует правильность выполнения. Но в этом случае дети должны выступать в роли исполнителей и контролеров обязательно поочередно.

Не теряет своего значения для шестилетних детей и самостоятельная сюжетно-ролевая игра. Ее, конечно, невозможно проводить на уроках. Тем более необходимо создавать условия для сюжетно-ролевых игр во внеурочное время. Постепенно дети сами прекращают игру, предпочитая ей выполнение учебных заданий, которые выступают для них как серьезное дело, приближающее их к положению взрослого человека.


Формирование детской агрессивности
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания ...

Предмет и основные понятия этнической психологии
Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Долгое время общепризнанной категорией этнической психологии считалось понятие психологического склада, берущее свое начало из повседневной жизни. Структур ...

Изучение эмпатии в психологии личности
А психологии личности исследуются взаимосвязь личностных характеристик индивидов и степень выраженности у них эмпатии. Коттрел и Даймонд в своей совместной работе сопоставляли уровень эмпатии, полученный в результате исследования испытуемых, с фактами их биографии. Выяснилось, что люди, у которых уровень эмпатийности достаточно высокий ...