Факторы межличностной аттракции
Страница 3

Способствование достижению личностно значимых целей.

Очевидно, что человек, способствующий достижению актуальной цели, обладает высоким потенциалом аттрактивности, и наоборот, люди, фрустрирующие ее достижению, менее аттрактивны. Этот вывод находится в полном соответствии с предположением Deutch о том, что кооперативное взаимодействие или представления о нем ведут к возрастанию межличностной аттракции. Достаточно очевидно, что если кто-либо, обладающей необходимым потенциалом, оказывает вам содействие в достижении значимой цели, то аттрактивность будет высока.

Тем не менее, данный фактор также срабатывает не всегда. Исследователи установили своеобразную дифференциацию на апатию и восхищение чьей-либо компетентностью и симпатию к социэмоциональным качествам. В частности, эта дифференциация традиционно известна при дифференциация инструментального и социоэмонального лидерства. Решающим условием аттракции определяется как синтез инструментальности и социоэмоциональности. Этим объясняется нежелание обращаться за помощью к человеку, не вызывающему положительного отношения [16. с. 13].

Личностная гармония.

Понимание сложной взаимообусловленности различных факторов и исследования гармоничных супружеских пар вели к выдвижению Shultz [28] фактора личностной гармонии. Выдвинув в качестве ведущего основания гармоничных взаимоотношений потребности включенности, контроля и привязанности, он предположил, что именно их гармоничное сочетание и приводит к высокой аттракции. Под потребностью включенности понималось чувство собственной необходимости для других; под потребностью контроля — необходимость участия в выработке и принятии значимых решений; под потребностью привязанности — необходимость в аффилиативных, эмпатийных отношениях. Для диагностики индекса гармоничности Shultz разработал специальную шкалу фундаментальных межличностных отношений (FIRO), оценивающую один генеральный фактор — сходство и дополняемость приведенных потребностей и три дополнительных — взаимную совместимость, определяемую единством взглядов на поведение, инициативную совместимость — гармоничность стремлений к удовлетворению данных потребностей и согласованность — согласие на возможность включения каждого из партнеров в любую совместную деятельность.

В концепции Shultz впервые достаточно убедительно показана необходимость взаимных усилий партнеров в формировании аттракции. Отчасти пересекаясь с построениями теоретиков социального обмена, Shultz показал, что если одна из сторон не прилагает усилий к развитию взаимоотношений, то с течением времени ее аттрактивность будет падать. Данный вывод особенно важен для практики подбора партнеров. Ориентация на нахождение гармонирующих факторов не дает гарантии в главном — длительности взаимоотношений и развитии аттрактивности. Лишь наличие совместных усилий и их высокий потенциал инерции с некоторой степенью вероятности гарантируют позитивную динамику аттракции [15, с. 200].

В последние годы становится очевидным, что наиболее уязвимой характеристикой перечисленных факторов является излишняя статичность и претензии на универсальность в транскрипции авторов. Вместе с тем очевидно, что данные факторы отражают важные аспекты развития аттракции и при определенном сочетании условий в определенном времени могут играть существенную роль. Столь же очевидно и то, что будущее развитие данной проблемной области связано прежде всего с привнесением в нее аспектов динамики и процессуальности, сложной переплетенности детерминант межличностной аттракции друг с другом.

Вывод: подводя итоги по первой главе, можно сделать следующее заключение, что относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции также являются объектом многочисленных социально-психологических исследований и получили название факторов аттракции. К основным факторам аттракции относят следующие: физическая привлекательность; пространственная близость или дистанция общения; знакомство; доступность; ожидание продолжения взаимодействия; взаимность; сходство; взаимодополняемость; эмпатия; способствование достижению личностно значимых целей; личностная гармония.

Страницы: 1 2 3 


Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни
В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спо­койным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они неред­ко вызывают раздражение, испуг, нарушают ...

Теории связи психики и мозга
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для соз ...

Содержание программы
Реализация программы предполагает определенную поэтапность. I этап – диагностический. На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы, цель которой – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностически ...