Факторы межличностной аттракции
Страница 3

Способствование достижению личностно значимых целей.

Очевидно, что человек, способствующий достижению актуальной цели, обладает высоким потенциалом аттрактивности, и наоборот, люди, фрустрирующие ее достижению, менее аттрактивны. Этот вывод находится в полном соответствии с предположением Deutch о том, что кооперативное взаимодействие или представления о нем ведут к возрастанию межличностной аттракции. Достаточно очевидно, что если кто-либо, обладающей необходимым потенциалом, оказывает вам содействие в достижении значимой цели, то аттрактивность будет высока.

Тем не менее, данный фактор также срабатывает не всегда. Исследователи установили своеобразную дифференциацию на апатию и восхищение чьей-либо компетентностью и симпатию к социэмоциональным качествам. В частности, эта дифференциация традиционно известна при дифференциация инструментального и социоэмонального лидерства. Решающим условием аттракции определяется как синтез инструментальности и социоэмоциональности. Этим объясняется нежелание обращаться за помощью к человеку, не вызывающему положительного отношения [16. с. 13].

Личностная гармония.

Понимание сложной взаимообусловленности различных факторов и исследования гармоничных супружеских пар вели к выдвижению Shultz [28] фактора личностной гармонии. Выдвинув в качестве ведущего основания гармоничных взаимоотношений потребности включенности, контроля и привязанности, он предположил, что именно их гармоничное сочетание и приводит к высокой аттракции. Под потребностью включенности понималось чувство собственной необходимости для других; под потребностью контроля — необходимость участия в выработке и принятии значимых решений; под потребностью привязанности — необходимость в аффилиативных, эмпатийных отношениях. Для диагностики индекса гармоничности Shultz разработал специальную шкалу фундаментальных межличностных отношений (FIRO), оценивающую один генеральный фактор — сходство и дополняемость приведенных потребностей и три дополнительных — взаимную совместимость, определяемую единством взглядов на поведение, инициативную совместимость — гармоничность стремлений к удовлетворению данных потребностей и согласованность — согласие на возможность включения каждого из партнеров в любую совместную деятельность.

В концепции Shultz впервые достаточно убедительно показана необходимость взаимных усилий партнеров в формировании аттракции. Отчасти пересекаясь с построениями теоретиков социального обмена, Shultz показал, что если одна из сторон не прилагает усилий к развитию взаимоотношений, то с течением времени ее аттрактивность будет падать. Данный вывод особенно важен для практики подбора партнеров. Ориентация на нахождение гармонирующих факторов не дает гарантии в главном — длительности взаимоотношений и развитии аттрактивности. Лишь наличие совместных усилий и их высокий потенциал инерции с некоторой степенью вероятности гарантируют позитивную динамику аттракции [15, с. 200].

В последние годы становится очевидным, что наиболее уязвимой характеристикой перечисленных факторов является излишняя статичность и претензии на универсальность в транскрипции авторов. Вместе с тем очевидно, что данные факторы отражают важные аспекты развития аттракции и при определенном сочетании условий в определенном времени могут играть существенную роль. Столь же очевидно и то, что будущее развитие данной проблемной области связано прежде всего с привнесением в нее аспектов динамики и процессуальности, сложной переплетенности детерминант межличностной аттракции друг с другом.

Вывод: подводя итоги по первой главе, можно сделать следующее заключение, что относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции также являются объектом многочисленных социально-психологических исследований и получили название факторов аттракции. К основным факторам аттракции относят следующие: физическая привлекательность; пространственная близость или дистанция общения; знакомство; доступность; ожидание продолжения взаимодействия; взаимность; сходство; взаимодополняемость; эмпатия; способствование достижению личностно значимых целей; личностная гармония.

Страницы: 1 2 3 


Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка К проблеме социально-педагогических условий относится воп­рос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожденную глухоту (т.е. родился глухим), ...

Возрастные особенности понимания человека человеком
Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности, человек опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный им в иных, чем эта деятельность, условиях. Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, с новыми для него людьми опирается на те первичные и элементарно обо ...

Тест тревожности Ф.Амен, Р.Тэммл, Д.Доркм
Методика направлена на выявление степени тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. По результатам этого теста, мы видим, что уровень тревожности в группе легкобольных детей определяется ...