Особенности развития этнопсихологии » Место этнопсихологии среди других наук

Место этнопсихологии среди других наук

Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области "психологии народов", "психологической антропологии", "сравнительно-культурной психологии" и т.п.

Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее "близких и дальних родственников" включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается "родительских дисциплин" этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой — психология. (5)

Этнопсихология и этнография

Традиционно теснейшая связь этнопсихология имеет с этнографией. Ведь возле источников этнопсихологии стояли не психологи, а этнографы, которые и предложили выделить один из ее разделов -психическую этнографию, то есть изучение интеллектуальных способностей народа, силу

воли и характер, чувство достоинства. Итак, этнопсихологию и этнографию объединяет объект исследования - этнические сообщества, но этнография изучает быт и культуру народов, а этнопсихология исследует сознание этнических сообществ, закономерности ее формирования и функционирование.

Этнопсихология и антропология

Такая область этнической психологии, как психологическая антропология близкая по смыслу к социальной (культурной) антропологии, но последняя имеет свою сферу исследования -человека как часть культуры, присущий определенному сообществу.

Этнопсихология и социальная психология

Некоторые исследователи рассматривают этнопсихологию как область социальной психологии, поскольку эти науки близкие за объектом и предметом исследования. Социальная психология изучает процессы развития и функционирование общественной психологии и социальных сообществ (больших и малых социальных групп), а этнопсихология - духовно-психологические черты этносов, их специфику и проявление во всех сферах деятельности и культуры. Выделение этнопсихологии из социальной психологии как научного направления связано с особым интересом к этническому сознанию и идентичности в социальных отношениях общества.

Этнопсихология и социология

Этнические сообщества, поскольку они являются социальными сообществами, изучает и социология Однако в подходах к этническому сознанию в социологии и этнопсихологии много общего, в частности, они пользуются похожими методами исследования.

Этнопсихология и культурология

Культурологические исследования тесно связанные с этнографическим анализом культуры, с разработкой ее этнических проблем. Эта ветви этнопсихологии изучает язык, быт, архитектуру, творчество, а также религию разных этносов.

Этнопсихология и фольклористика

Безоговорочная связь этнопсихологии и с фольклористикой. Если фольклористика изучает фольклор разных народов вообще, то этнопсихология уделяет внимание архетипам, которые зафиксированы в фольклоре.

Этнопсихология и история

И в конце концов, из истории этнопсихология берет материал о зарождении, развитии, а также исчезновение или ассимиляцию определенных этнических групп: наций, национальностей, народностей.

Этнопсихология и экологическая психология

На протяжении продолжительного времени ученые исследуют влияние экологии на этническую психологию. Так, существует много работ, где показано, как окружающая среду (природа, архитектура) влияет на формирование менталитета той или другой наций


Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте
Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшего формирования его личность. Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности ...

Психологические механизмы и технология переговорного процесса
Переговорный процесс - специфический вид совместной деятельности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции сторон не совпадают. Специфика состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, и вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологи ...

Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. [46, c.19]. Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необхо ...