Информация » Люди в групповом общении » Сущность межличностных взаимоотношений в коллективе. Типы поведения людей в групповом общении

Сущность межличностных взаимоотношений в коллективе. Типы поведения людей в групповом общении

Человек характеризуется через различные формы внешней и внутренней активности. Он, как субъект, инициирует, творит, создает внутренний мир и свои поступки, контролирует чувства, вырабатывает собственные ценности и жизненные стратегии, разрешает трудные ситуации, ставит жизненно важные задачи, вырабатывает способность ладить с людьми, создает условия для своего развития. Все это трудно представить без связи с другими людьми, которые называются межличностными отношениями.

При формировании группы или вхождении в нее нового члена наблюдается развитие межличностных отношений, проходящее через 4 стадии[1]:

Стадия «Мы – Они» показывает, что найдены единомышленники, получена поддержка части группы, с которой идентифицируют себя члены, сформированы симпатии и антипатии, возникло чувство причастности к тому, что происходит в группе.

Стадию «Я – Они» характеризует дистанцирование или отчуждение Я от группы, хотя продолжает идти поиск общего. Здесь важным является проявление автономии и чувства личной свободы члена группы.

Стадия «Я – Ты» характеризуется драматизмом поиска своего места, борьбой за статус и подходящую групповую роль, на этом этапе также формируется близость, принятие другого, проявляется стремление быть нужным.

Стадию «Я – Я» характеризует полная самоактуализация и реализация человека в группе таким образом, что он и без группы не теряет себя. Если групповые отношения позволяют достичь этой стадии, возникает высший этап самоинтеграции и самопринятия личностью себя (в любой группе, включая и трудовой коллектив).

В разных группах может проявляться разный тип отношений, при котором определенная стадия фиксирована и дальнейшее развитие не происходит. Если стадия зафиксирована из-за субъективных возможностей личности, значит на более высокие отношения она не способна, это - барьер ее личностному росту и развитию ее отношений.

Необходимо отличать личные и деловые отношения. Первые основаны на симпатии-антипатии, вторые - опосредованы теми функциями, которые выполняет человек, его статусом, деловой целью. Первые формируются по свободному выбору, вторые, как предписано штатным расписанием и обязанностями. По этой причине любить на работе никто никого не обязан, но все должны быть вежливы и предупредительны. На работе человек не имеет право не только игнорировать свои обязанности, но и пребывать в плохом настроении.

Взаимодействие может формироваться как содействие, соревнование, конкуренция, противодействие и т.п.

Общение может быть формальным (чем-то ограниченным) и неформальным, а именно, масочным, ролевым и личностным. При масочном общении происходит лишь обмен какими-то знаками, это самое ограниченное для личностного проявления и поверхностное взаимодействие. Наиболее используемое - ролевое общение обусловлено и ограничено выполнением различных социальных функций (межличностных, профессиональных и других ролей). В личностных отношениях, примерами которых может быть дружба, любовь, личность может проявить себя лишь с теми ограничениями, которые ей ставит самоуважение. В таких отношениях проявляются принципы: 1. каждый имеет право быть самим собой; 2. никто никому ничего не должен; 3. я уважаю себя. Понятно, что такие отношения редки, происходят с избранными людьми. Их формирование требует больших вложений от партнеров, ведь нужно создать общее пространство взаимодействия, не потеряв себя и не нарушив границы другого Я.


Материалы и методы исследования. Характеристика групп испытуемых
Данная дипломная исследовательская работа проводилась на базе кардиологического и астма - отделений областной детской клинической больницы. Были исследована группа детей. Она включила 60 детей в возрасте от 8-16 лет. Таблица 1. Пол и возраст испытуемой группы. Возраст, лет Пол 8 10 11 12 14 15 16 М ...

Функциональная асимметрия полушарий в стрессовой ситуации
При экстремальных воздействиях среды у человека формируется адаптационная доминанта, которая направляет в новых условиях активный поиск биологически целесообразных реакций. Ее формирование изменяет такие фундаментальные свойства мозга как память, эмоции, функциональную асимметрию полушарий, обеспечивая оптимизацию переработки резко возр ...

Акустические признаки звуков речи
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы. Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, н, л, р, j. Шумные — и ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]