Сущность межличностных взаимоотношений в коллективе. Типы поведения людей в групповом общении
Человек характеризуется через различные формы внешней и внутренней активности. Он, как субъект, инициирует, творит, создает внутренний мир и свои поступки, контролирует чувства, вырабатывает собственные ценности и жизненные стратегии, разрешает трудные ситуации, ставит жизненно важные задачи, вырабатывает способность ладить с людьми, создает условия для своего развития. Все это трудно представить без связи с другими людьми, которые называются межличностными отношениями.
При формировании группы или вхождении в нее нового члена наблюдается развитие межличностных отношений, проходящее через 4 стадии[1]:
Стадия «Мы – Они» показывает, что найдены единомышленники, получена поддержка части группы, с которой идентифицируют себя члены, сформированы симпатии и антипатии, возникло чувство причастности к тому, что происходит в группе.
Стадию «Я – Они» характеризует дистанцирование или отчуждение Я от группы, хотя продолжает идти поиск общего. Здесь важным является проявление автономии и чувства личной свободы члена группы.
Стадия «Я – Ты» характеризуется драматизмом поиска своего места, борьбой за статус и подходящую групповую роль, на этом этапе также формируется близость, принятие другого, проявляется стремление быть нужным.
Стадию «Я – Я» характеризует полная самоактуализация и реализация человека в группе таким образом, что он и без группы не теряет себя. Если групповые отношения позволяют достичь этой стадии, возникает высший этап самоинтеграции и самопринятия личностью себя (в любой группе, включая и трудовой коллектив).
В разных группах может проявляться разный тип отношений, при котором определенная стадия фиксирована и дальнейшее развитие не происходит. Если стадия зафиксирована из-за субъективных возможностей личности, значит на более высокие отношения она не способна, это - барьер ее личностному росту и развитию ее отношений.
Необходимо отличать личные и деловые отношения. Первые основаны на симпатии-антипатии, вторые - опосредованы теми функциями, которые выполняет человек, его статусом, деловой целью. Первые формируются по свободному выбору, вторые, как предписано штатным расписанием и обязанностями. По этой причине любить на работе никто никого не обязан, но все должны быть вежливы и предупредительны. На работе человек не имеет право не только игнорировать свои обязанности, но и пребывать в плохом настроении.
Взаимодействие может формироваться как содействие, соревнование, конкуренция, противодействие и т.п.
Общение может быть формальным (чем-то ограниченным) и неформальным, а именно, масочным, ролевым и личностным. При масочном общении происходит лишь обмен какими-то знаками, это самое ограниченное для личностного проявления и поверхностное взаимодействие. Наиболее используемое - ролевое общение обусловлено и ограничено выполнением различных социальных функций (межличностных, профессиональных и других ролей). В личностных отношениях, примерами которых может быть дружба, любовь, личность может проявить себя лишь с теми ограничениями, которые ей ставит самоуважение. В таких отношениях проявляются принципы: 1. каждый имеет право быть самим собой; 2. никто никому ничего не должен; 3. я уважаю себя. Понятно, что такие отношения редки, происходят с избранными людьми. Их формирование требует больших вложений от партнеров, ведь нужно создать общее пространство взаимодействия, не потеряв себя и не нарушив границы другого Я.
Анализ методов адаптации новичков кафе «Пончо»
Адаптация в кафе «Пончо» представляет собой следующий процесс: вхождения и закрепления человека в организации, процесс обучения специфическому типу поведения индивида и имеет две составляющих этого явления:
- профессиональную адаптацию, которая представляет собой становление профессионала в определенной должности, в определенной профес ...
Возрастные особенности развития трехлетних детей как предпосылки
развития у них эмоциональной отзывчивости
За два прошедших года малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования и приобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически. У него совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность активного бодрствования, теперь у реб ...
Типы средовых влияний (общая и индивидуальные среды) и их
относительная роль
Выделение типов средовых влияний. Одна из возможностей, предоставляемых возрастной психогенетикой, заключается в выяснении вопроса о том, происходит ли с возрастом смена типов средовых влияний на индивидуальные различия. Важным достоинством методов возрастной психогенетики является возможность содержательного анализа и количественной о ...