Анализ проектного фона
Страница 1

Предложенная мною система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на один учебный год. При этом акцентирую внимание на первое полугодие как этап первичной адаптации. Конкретно рассмотрю программу помощи детям с личностными и поведенческими проблемами.

Особенности первого полугодия, на мой взгляд, состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от первоклассника в это время высокой интеллектуальной активности, учебной "производительности", так как большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействована в процессах адаптации. Но к середине 1-го класса большинство детей так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. Тоесть ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психоматические заболевания, невротические симптомы и другое).

Первичная адаптация детей в школе без преувеличения можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа предполагается:

Проведение консультативной и просветительной работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

Организация педагогической поддержки школьников. Основной формой ее поведения является различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и другое.

Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной школьной адаптации.

Работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа в это направлении предлагает следующее:

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения, с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом.

Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении, с учетом данных психодиагностики. Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики проведения различных предметов. Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Страницы: 1 2


Социально-личностные компетенции
Социально-личностные компетенции – это сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии. Социально-личностные компетенции относятся к сферам «Я – Мы» и «Я-Я». Социально-личностная компетентность в период детства – это интегративная характери ...

Клиническая оценка
Согласно DSM-III-R (АРА, 1987), ГРЛ характеризуется чрезмерной эмоциональностью и стремлением привлечь к себе внимание (табл. 10.1). Люди с ГРЛ постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других. В отличие от людей с зависимым расстройством личности они активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее вним ...

Методические рекомендации воспитателям по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
Эмоциональное развитие детей раннего возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. (Л.С. Выготский). Эмоции в жизни ребенка: · выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой ...