Тип 3:внутренне сложный и внешне легкий жизненный мирСтраница 2
Ценностное переживание, свойственное данному типу жизненного мира, - это внутренняя работа по становлению мотивационно-ценностной системы, ее иерархизации, перестройке. В процессе такой внутренней работы сознание проясняет собственную систему ценностей, отделяет главное от незначимого. Это может быть, например, снижение некой ценности (деятельности) по иерархическому рангу, то есть лишение ее прежней значимости. Существуют два основных подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект не достиг еще высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается большим или меньшим изменением его ценностно-мотивационной системы.
Можно выделить несколько вариантов этого подтипа переживания в зависимости от масштабов этих изменений и от того, происходит ли наряду с мотивационными преобразованиями содержательная перестройка ценностей субъекта или нет.
В другом случае, если мир объективно препятствует реализации доминирующих, смыслообразующих ценностей, задачей ценностного переживания может стать выбор и утверждение новой смыслообразующей ценности. Аналогичная работа проходит, если существовавшая прежняя система ценностей дискредитирует себя опытом прошлой жизни. Тогда задача переживания заключается в построении новой ценностной системы, которая бы придавала внутреннюю цельность и смысл бытию.
В случае горя, вызванного утратой, ценностное переживание помогает перевести утраченные отношения в сферу идеального, эстетического.
Развитие ценностной системы особенно интенсивно протекает в периоды значимых для личности выборов и решений, делая их содержанием истории жизни. Прототипом ценностного переживания является нравственное поведение: существует такой слой, срез или измерение человеческого существования, в котором жизнь сводится к сознанию, материя жизнедеятельности — трудность мира — выносится за скобки и человек действует в условиях как бы легкого мира. Именно эта плоскость и была выявлена и рассмотрена с психологической точки зрения в третьем типе типологии.
Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений
Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростничестве и ранней юности.
Психологи-консультанты обычно выделяют следующие проблемы, с которыми обращаются родители:
· ссоры, гр ...
Подходы к лечению
Общая цель психотерапии с пациентами с ОКРЛ состоит в том, чтобы помочь им изменить или реинтерпретировать проблемные основные допущения так, чтобы изменились поведение и эмоции. Психотерапия начинается с сосредоточенности на предъявленной проблеме. Когнитивные психотерапевты, как правило, намного более склонны ориентироваться на жалобы ...
История развития экспериментальной психологии
Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта исп ...