Причины возникновения конфликтов

Конфликт, как считают психологи, – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.

Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов

. К их числу военные психологи относят:

• недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;

• нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;

• слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.

• сложность и динамичность воинской деятельности;

• несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности;

• сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.

Среди субъективных причин возникновения конфликтов

в военной психологии выделяются управленческие и психологические.

Управленческие причины:

– принятие необоснованных или ошибочных решений;

– излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;

– неумение некоторых военных руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;

– примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);

– недостаточная профессиональная подготовка некоторых военнослужащих.

Психологические причины:

– неуставные отношения;

– недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;

– стремление командира утвердить свой авторитет среди подчиненных любой ценой;

– предвзятое отношение начальника к подчиненному;

– сложные взаимоотношения между военнослужащими;

– завышенная самооценка отдельных военнослужащих;

– стремление стать лидером в коллективе любыми путями;

– негативизм в поведении;

– повышенная агрессивность и раздражительность;

– эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.

Анализируя причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, командир (начальник) может стратегически правильно организовать свою деятельность по профилактике конфликтных отношений.

К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать.


Особенности творческого мышления
Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творческого мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не обязательно связано только с одним из обсуждавшихся ранее видов мышления, скажем, слове ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Остановимся кратко на каждой из функций отдельно. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психолог ...

Формы организации тренинговой работы
Евтихов О.В. [2] (74-75) выделил 3 основных формы организации тренинговой работы: интенсивный курс, регулярные занятия, эпизодические встречи. В рамках данного тренинга, с учётом пожеланий заказчика, членов группы (ряда дополнительных ситуационных факторов), а так же поставленных задач была выбрана форма регулярных занятий. Занятия с г ...