Причины возникновения конфликтов

Конфликт, как считают психологи, – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.

Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов

. К их числу военные психологи относят:

• недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;

• нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;

• слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.

• сложность и динамичность воинской деятельности;

• несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности;

• сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.

Среди субъективных причин возникновения конфликтов

в военной психологии выделяются управленческие и психологические.

Управленческие причины:

– принятие необоснованных или ошибочных решений;

– излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;

– неумение некоторых военных руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;

– примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);

– недостаточная профессиональная подготовка некоторых военнослужащих.

Психологические причины:

– неуставные отношения;

– недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;

– стремление командира утвердить свой авторитет среди подчиненных любой ценой;

– предвзятое отношение начальника к подчиненному;

– сложные взаимоотношения между военнослужащими;

– завышенная самооценка отдельных военнослужащих;

– стремление стать лидером в коллективе любыми путями;

– негативизм в поведении;

– повышенная агрессивность и раздражительность;

– эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.

Анализируя причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, командир (начальник) может стратегически правильно организовать свою деятельность по профилактике конфликтных отношений.

К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать.


Учебный план к программе
· Категория детей: дети 2–3 лет, нормально развивающиеся и имеющие какие-либо нарушения в развитии. · Срок обучения:7 месяцев. · Режим работы:2 раза в неделю по 2 часа (54 занятия по 15 минут и 3 занятия диагностических по 30 минут). № Этапы Содержание занятий Тема занятий Кол-во часов Кол-во занятий 1. ...

Случай из практики
Вернемся к случаю Дэвида, о котором уже говорилось в начале главы. Он позволяет на примере рассмотреть все основные признаки НРЛ. Дэвид, 40-летний адвокат, обратился за лечением по причине депрессии. Ее источником он считал проблемы в семье и в бизнесе, а также утверждал, что переживает кризис среднего возраста. Дэвид выглядел общитель ...

Выводы по проблеме коррекции психического развития в зарубежной психологии
Подводя итоги рассмотрения проблемы коррекции психического развития в зарубежной психологии, подчеркнем два противоречивых положения, требующих учета в практике реальной консультативной работы. С одной стороны, теоретической основой коррекционной практики являются антиисторизм в понимании психического развития, биологизация его закономе ...