Информация » Методы психологии » Дополнительные методы психологии

Дополнительные методы психологии
Страница 1

Результаты деятельности людей - это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.д. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, так как дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом). В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент анализ,

это определение психологических характеристик автора на основе его текстов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма. В педагогической деятельности используется менее строгие формы этого метода, основанные на качественном анализе продуктов ученической деятельности: сочинений, поделок, рисунков и т.п.

Методы описательной (гуманитарной) психологии.

Гуманитарные науки возникли в 19 веке. От гуманитарного знания требовались ориентация на естествознание и на выработанные внутри него методы познания. Поэтому гуманитарные науки вынуждены были резко противопоставиться естественным наукам. В психологии это проявилось в различении В. Дильтеем “объяснительной" и “описательной" психологии.

Предметом описательной психологии является душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Назначение методов описательной психологии - постижение духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.

Метод интроспекции или самонаблюдения

. Интроспекция-“всматривание” во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания, чувства мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающее нас с окружающей действительностью.

Метод самоотчета

. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. Виды самоотчета: письма, автобиографии, исповеди, дневники. Ошибки самоотчета - склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете.

Включенное наблюдение

. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. Во включенном наблюдении нет жесткого разделения на исследователей и исследуемых. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы.

Эмпатическое слушание

. Основано на способности человека понять собеседника в сопереживании ему. Эмпатическое слушание представляет собой определенную технику поведения исследователя (терапевта, педагога) и исследуемого (пациента, ученика). Использование данного метода требует определенного мастерства. Эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умение войти внутрь личного мира значений.

Идентификация

. Способность человека мысленно поставить себя на место другого, воплотиться в другом. Идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п.

Диалогическая беседа

. Строится на принципах равноправного общения. В диалоге активны оба собеседника. Исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями.

метод психология тест опрос

Биографический метод

. Основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Достоинство метода - надежность и обоснованность выводов о психологических особенностях человека. Но метод трудоемок и не может быть использован широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, свидетельств очевидцев, с изучение продуктов деятельности и т.д.

Итак, в психологии используются ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае, в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-либо метод, а ряд методов, взаимно дополняющих друг друга. Тестовый метод, в отличие от наблюдения, опросных методов и эксперимента, которые могут применяться для исследования различных элементов профессиональной среды и профессионально важных качеств, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты - с другой. Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты - опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие; интересы и установки людей.

Страницы: 1 2


Возрастные ограничения
Существуют возрастные ограничения использования рисунка и живописи как диагностического и коррекционного метода. Так, в возрасте от 3 до 5 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового ...

Принципы организации коррекции психического развития
Исходной теоретической основой разработки принципов организации коррекционной работы стали учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка, развиваемое в советской психологии в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и другие; богатый педагогический опыт, накопленный в обществ ...

Биографический очерк
Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюб ...