Эмпатическое взаимодействие » Изучение эмпатии в детской психологии

Изучение эмпатии в детской психологии
Страница 1

Начало изучению эмпатии ее проявлений у детей положили Бек и Штерн. Традиционно, проблема эмпатии у ребенка рассматривается в контексте формирования личностных свойств, поведения, адаптации в социуме, налаживании межличностных контактов с окружающими.

Чаще всего психологи интересуются реакции детей на неблагополучие окружающих. «Простейшая реакция такого типа – эмпатический дистресс, который представляет собой непроизвольное реагирование на болезненные эмоциональные состояния другого. Рудиментарные его формы являются, очевидно, врожденными» (Ильин Е. П., 2007, стр. 294) Как выбрать зерноочистительная машина.

М. Хоффман выделил три стадии формирования эмпатической способности у детей. На первой стадии (около 1 года) ребенок осознает свою физическую автономию от других людей, но психический мир по-прежнему мыслится им как что-то неотделимое от окружающего мира. Именно поэтому годовалый ребенок будет звать на помощь плачущему сверстнику свою мать, хотя мать другого малыша находится тут же. На второй стадии (с 2-3 лет) ребенок уже начинает понимать, что эмоциональные реакции других людей не зависят от его собственных. Однако проявления сочувствия носит кратковременный и ситуативный характер. В позднем же детстве эмпатия возникает «не только на чувства другого, но и на жизненную ситуацию, в которой оказывается человек» (Ильин Е. П., 2007, стр. 294)

Валлон также говорит о нескольких стадиях развития эмпатии. Он рассматривает проблему этого понятия в аспекте развития у ребенка эмоциональной сферы. Ученый отмечает, что на первых парах связь ребенка с внешним миром носит аффективный характер и действует по принципу заражения. На втором году жизни ребенок и объект взаимодействия как бы слиты воедино, он не может отделить свои переживания от чужих, он их разделяет вместе с партнером. В возрасте 4-5 лет, на стадии альтруизма ребенок учится соотносить себя и других людей, прогнозировать свое и чужое поведение. Так, у ребенка развиваются сначала простое эмоциональное реагирование, а затем нравственная отзывчивость.

Эмпатия как способность переживать чувства другого человека способствует научению альтруистического поведения. Аронфрид и Паскаль проводили эксперимент, используя эмпатическое взаимодействие между ребенком и взрослым. Подкреплением для ребенка в ситуации эксперимента было удовольствие человека, с которым он взаимодействовал, так как ребенок разделяет эти приятные чувства. Основным принципом научения являлась связь между действиями ребенка и эмоциональным ответом человека, на которого он оказывал влияние.

«В эксперименте ребенку предлагалось выбрать между действием для себя (нажать на кнопку и получить конфету) и действием для другого (зажечь красный свет и вызвать улыбку-одобрение экспериментатора)». (Гаврилова Т. П. , 1975, стр. 155) Ребенок связывал улыбку и прикосновения не с жестами социального ободрения, а с эмоциональным состоянием, которое возникало у экспериментатора. Это вызывало схожие эмоции у ребенка и стимулировало его к альтруистическому поведению.

Можно также привести аналогичный пример с научением при отрицательных переживаниях взрослого. «Сначала взрослый, сидящий в наушниках, показывает мимикой, как неприятно ему ощущение от шума в ушах. Затем он учит ребенка выключать шум, и потом ребенок сам выключает шум, если видит, что кому-то из детей, участвующих в эксперименте, он неприятен». (Гаврилова Т. П. , 1975, стр. 155)

Страницы: 1 2


Этические нормы в работе психолога МОУДО
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами: 1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. 2. Принцип компетентности психолога. 3. Принцип беспристрастности психолога. 4. Принцип конфедициальности. 5. Принцип осведомленного согласия. 6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. 7. Пр ...

Особенности потребительского поведения в условиях рыночной экономики
В рамках данной курсовой работы нам предстоит разрабатывать тренинг для предприятия сферы услуг. Чтобы понять как разработать и провести максимально эффективный тренинг для сотрудников салона красоты сфере, необходимо проанализировать внешнюю организационную среду в данной области, а именно, ее потребителей, «сделать небольшой экскурс» ...

Теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии. История возникновения телесно-ориентированной терапии
Телесные практики как инструмент познания человеком себя и мира берут свое начало в глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода к ней в рамках таких сфер, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, сексуальные отношения, рели ...