Ринолалия
Одним из видов механической дислалии является ринолалия (гнусавость). Ринолалия бывает двух видов: открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха при акте речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для создания перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды, идет в нос и речь становится непонятной, приобретает носовой оттенок.
Дети с расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. В дооперационный период у ребенка подготавливают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направлять воздушную струю через рот, вызывают возможные звуки; в послеоперационный период идет постановка звуков. Учитель должен помогать ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Кроме того, он может оказать большую помощь ребенку, проводя с ним игры на развитие речевого (ротового) дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и занятий по звукопроизношению особое внимание надо обращать на выполнение упражнений таким ребенком. Если они у него не получаются, следует попросить родителей позаниматься дома и самому по возможности провести индивидуальные дополнительные занятия.
При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос (разращение в носу, полипы, искривление носового хода). Носовые звуки м и н заменяются соответственно звуками б и д. Для исправления этого недостатка необходимо удаление аденоидов, лечение прогреванием и т.п., чтобы дать открытый доступ воздуху в нос. Затем необходимы последующие занятия у логопеда. Учитель после операции должен последить, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Несколько раз в день с ним можно проделать следующие упражнения:
- закрывая поочередно то левую, то правую ноздрю, дышать спокойно другой. Рот должен быть закрыт;
- делать вдох ртом, а выдох носом. Повторять это упражнение 3—4 раза;
- делать вдох носом, выдох ртом. Повторять это упражнение 3—4 раза;
- петь мотив любой песни на звуке м.
В описанных выше случаях страдает только фонетическая сторона речи, в основном звукопроизношение. Встречаются и более сложные речевые нарушения, в которых недостатки звукопроизношения являются лишь одним из симптомов: алалии, нарушения речи при снижении слуха и др.
Теоретические аспекты изучения психосоматических
заболеваний и символдрамы, как метода психотерапии. Понятие
о психосоматических расстройствах
Еще Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. То есть необходим целостный подход к обследованию и лечению больного. Психосоматическими заболеваниями называют физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). [ ...
Формирующий эксперимент
4)Проведенное нами исследование теоретического материала и результаты констатирующего эксперимента позволяют разработать программу тренинга по развитию ассертивного поведения у подростков.
Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, опреде ...
Сопутствующие расстройства Оси I
Ввиду недостатка чувств шизоиды обычно не сообщают о наличии у себя расстройств Оси I. Однако при чрезмерной или крайне бедной стимуляции у них могут проявляться симптомы Оси I. Например, обычно удовлетворенные уединенным образом жизни, эти люди могут впасть в депрессию, если осознают, что они — ненормальные, которые не вписываются в об ...