Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного
возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения
у детей дошкольного возрастаСтраница 1
Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д.
Для оценки развития воображения в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностические методики : « Круги Торренса » , « Две линии », « Придумай рассказ », « Незаконченный рисунок » и т.д.
Так как в дошкольном возрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества, необходимо подобрать ряд диагностических методик для оценки развития воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них :
Методика №1 «Неполные фигуры» Е.П. Торренс [ 19,с. 93 ].
Цель: выявить уровень развития творческого воображения.
Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.
Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши ( см. прил.1).
Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур.
Посмотри на свой лист, используя данную фигуру ,нарисуй картину» . Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.
После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.
Ход проведения:
Испытуемому дается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина».
Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут.
Обработка и анализ результатов:
Работы оцениваются в баллах:
0 баллов- задание не выполнено;
1 балл- дорисовывает фигуру (элемент), но уже с разными деталями;
2 балла- изображает отдельный предмет, но уже с разными деталями;
3балла- изображает предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»;
4балла- изображает несколько объектов по воображаемому сюжету;
5баллов- изображает предложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете.
Методика №2 тест « Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина [ 27,с.22 ].
Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения.
Возраст: предлагается для детей от 5-12 лет.
Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе , цветные карандаши ( см. прил. 2).
Ход проведения:
Испытуемому дается инструкция: « Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.»
Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.
На каждое изображение даётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров:
1. Изображены ли все заданные объекты;
2. Реалистичность изображения;
3. Уникальность изображения;
4. Использование в изображении всех предложенных фигур.
Каждый пункт оценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше развито воссоздающее воображение.
1балл- за каждое изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже.
2балла- за изображение, которое оценивается «можно и так».
3балла- за изображение в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании.
4балла- за изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное.
5баллов- за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации.
Методика №3 « Скульптура» [ 15,с.254 ].
Цель: исследование особенностей творческого воображения.
Этика научного исследования, ее основные принципы
Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию Человека. Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинств ...
Принципы построения
психологического тренинга
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами. С.И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп [с.46, 24]:
организационные принципы (принцип комплектования группы тренинга, принцип физической закрытости);
принцип пространственно-временной организации тренинга принципы создания среды тренинга(п ...
Выводы
В экспериментальной части нашей работы мы провели исследование особенностей ассертивного поведения и уровня тревожности. Мы доказали что, между высоким уровнем личностной тревожности и низкой ассертивностью поведения подростков существует взаимосвязь. Из вышесказанного следует: проведенный анализ позволяет утверждать, что первая гипотез ...