Влияние деятельности на психическое развитие ребенка
Страница 2

Каждый вид деятельности вносит свой вклад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны. Установлено, что в каж­дом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности.

Сначала это — эмоциональное общение со взрослыми, потом — предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каж­дый новый вид ведущей деятельности зарождается внутри преды­дущего в виде отдельных действий, но эти действия превращаются в новую целостную деятельность, когда у ребенка появляют­ся новые побуждения. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое важное и интересное для него — именно взрослый человек. Даже на яркие, привлекательные игрушки он вначале обращает внимание только в том случае, если их показывает ему взрослый. Обучившись простейшим действиям с предметами, младенец использует эти действия для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого, пообщаться с ним.

Затем происходит перелом — предметы начинают интересо­вать, привлекать ребенка уже сами по себе, а взрослый становит­ся его сотрудником и помощником в овладении ими, открывает ему тайны употребления предметов. Это значит, что у малыша сложилась новая ведущая деятельность — предметная.

Овладевая действиями с предметами, ребенок под руковод­ством взрослых осваивает и некоторые действия, которые потом станут игровыми (например, укрывает куклу одеяльцем). Но до известного момента такие действия не имеют для ребенка игро­вого смысла (он не представляет себе при этом, что укладывает спать ребенка). Чтобы возникла новая ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.

Хотя в ходе развития ребенка один вид ведущей деятельности сменяется другим, это совсем не значит, что та деятельность, ко­торая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продол­жает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и пред­метная деятельность, и игра существуют у взрослого человека, но принимают другие формы.

Ведущая деятельность привлекает ребенка больше других видов деятельности, и поэтому в ней ребенок обнаруживает свои максимальные возможности. Так, в игре дошкольник может сде­лать многое из того, что для него непосильно в других усло­виях.

В одном психологическом исследовании изучалось, в каких условиях ребенок может дольше стоять неподвижно — по прямой просьбе взрослого или исполняя в игре роль часового. В другом исследовании сравнивали количество слов, которое может запом­нить дошкольник в игре (он был «покупателем», который прихо­дит в «магазин» и перечисляет заказанные ему покупки) и вне игры. В обоих случаях оказалось, что в игре результаты значи­тельно выше.

Значение, которое имеет игра для ребенка-дошкольника, учи­тывается при разработке форм и методов дошкольного воспита­ния. Любое задание дети принимает и выполняют лучше, если оно дается им в игровой форме.

Страницы: 1 2 


Методология тренинга
В психологии и управлении персоналом термин тренинг обычно связывают не с любыми упражнениями (тренировкой), а с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе [c.70, 11]. В рамках данного тренинга была разработана методика, с использованием идеи П.Я. Гальперина о поэтапном формировании д ...

Пункты «Пересмотренной контрольной таблицы психопатии»
1. Многоречивость/поверхностное обаяние. 2. Гипертрофированное чувство собственной ценности. 3. Потребность в стимуляции/склонность к скуке. 4. Патологическая лживость. 5. Склонность к мошенничеству/манипуляции. 6. Отсутствие совести или чувства вины. 7. Поверхностные эмоции. 8. Черствость/отсутствие эмпатии. 9. Паразитический о ...

Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте. Социально-психологические особенности студенческого возраста
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты вну ...