Информация » Влияние личности учителя на формирование личностных качеств » Формирование нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте

Формирование нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте
Страница 4

На следующем этапе эксперимента было проведено соревнование между "звездочками". Это позволило сформировать ответственность за общее дело. В результате из двух вторых классов только 10% детей получили за дежурство оценку "хорошо", остальные - "отлично".

После этого учащиеся уже полностью справлялись с дежурством. Взрослый осуществлял лишь общий контроль за его ходом. Он помогал иногда советами, участвовал в общении с дежурными.

Поведение детей во время дежурства носило коллективно-ответственный характер: за поведением дежурного следила теперь вся "звездочка". К взрослому они обращались за подтверждением своего мнения, интересовались его оценкой качества дежурства, делились своими проблемами. Родители сообщали, что дети стали более ответственно относиться и к домашним поручениям.

На следующем этапе эксперимента каждый ученик должен был осознать и оценить свое участие в деятельности. В специальном "Листе дежурства" каждый дежурный отмечал выполненные им обязанности и их качество. Оказалось, что самоотчеты дети делали тщательно и оценивали свою работу объективно. Внешнего руководства больше не требовалось.

По всем признакам дежурство теперь характеризовалось как ответственная деятельность школьников, которая приобрела для них личностный смысл. Отметим, что дети стали стремиться выразить новое положительное отношение к товарищам и учителю не только во время дежурства, но и в других видах деятельности. Это говорит о том, что у детей перестраивалось поведение в целом.

В результате всего вышесказанного можно сделать вывод, что для формирования внутренней ответственности у детей этого возраста необходимо участие учителя. Именно он - носитель "материальной формы" ответственности, показывает детям образец ответственного отношения к делу. Четко выступила также необходимость разделенной деятельности: реальное участие учителя в деятельности помогает учащимся качественно освоить все необходимые действия, связанные с организацией и выполнением необходимого действия. На следующих этапах они все эти действия смогут выполнять самостоятельно. Но главное, что решает успех дела, - организация нравственных отношений в коллективе. Именно это выступает как ценность для каждого из участников и приводит к формированию у них внутренней ответственности. А значит качества личности представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения.

Страницы: 1 2 3 4 


Моделирование
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное™. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполага ...

Завершение психотерапии
Пациенты с ЗРЛ могут бояться завершения психотерапии, так как полагают, что будет невозможно сохранить достигнутые успехи без поддержки психотерапевта. Вместо того чтобы пытаться вербально оспаривать это убеждение, можно проверить его, применяя в качестве поведенческого эксперимента «исчезающие» сессии, то есть назначая их менее часто. ...

Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д. Для оценки р ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]