Информация » Психологические особенности социально-личностной компетенции » Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности. Компетентностный подход в образовании

Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности. Компетентностный подход в образовании
Страница 3

В контексте компетентностного подхода содержание компетенции можно представить формулой:

Компетенция = задачи + умения + навыки + опыт деятельности

Компетенция - это обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности обучающегося к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания учебных задач, умений и навыков, которая позволяет достичь поставленной цели.

Образовательные компетенции – это получаемые в процессе образования знания, умения, соединенные с социально важными и профессионально значимыми качествами личности.

Процесс образования – шире, сложнее, чем процесс обучения. Он включает в себя освоение фундаментальных моделей, воспитание человека познающего (воспитание у студентов потребности и умений использовать знания-инструменты для целостного решения познавательных и профессиональных задач), что является одним из важнейших факторов формирования личности, обладающей целостным миропониманием. И в этом контексте образовательная компетенция будет иметь другую терминологическую конструкцию: «образовательная компетенция» представляет собой уровень развития личности обучающегося, в виде ключевой части образовательной компетенции, связанный с качественным освоением содержания образования, где «качественное освоение» определяется требованиями и нормами к подготовке будущего специалиста-психолога. Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и объединяет их в единое, целостное содержание. В ней также получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности, психологические знания об изучаемых явлениях, общие и общеучебные умения и навыки, обобщенные способы деятельности [18; 145].

Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:

• совокупность (система) знаний в действии;

• личностная черта, свойства и качества личности;

• как критерий проявления готовности к деятельности;

• способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;

• интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;

• деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;

• проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и мн. др.

В научной литературе данной проблематики актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы употребляют их как слова - синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Э.Ф. Зеер и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» - интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. Если же анализу подвергать приводимые авторами примеры ключевых компетенций и ключевых компетентностей, то видимых принципиальных различий заметить сложно. Так, «информационно-коммуникационные компетентности» очень близки по значению «коммуникативной компетенции».

Страницы: 1 2 3 4


Функция протагониста
Когда на психодраматической сессии исследуется жизнь или какие-то особенности человека, такого человека называют протагонистом. С психотерапевтической точки зрения этот человек является на данный момент центральной фигурой драматического действия, даже если на сцене он играет второстепенную роль. На психодраматической сессии протагонист ...

Психика как результат эволюции материи.
Филогенез – процесс изменения психики как продукта эволюции.[1]В отечественной психологии методологической основой изучения проблемы эволюции форм сознания является диалектический и исторический материализм. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются: · Выделение главных этапов эволюции психики животных; · Выявление услов ...

Отношение к любви
И женщины и мужчины любят друг в друге себя: она - потому, что он ее любит, он - потому, что она дает ему наслаждение в сексе. Прежде чем провести с мужчиной ночь, женщина хочет понять, любит ли она его. А мужчина может понять, любит ли он женщину, после того как провел с ней ночь. И все это потому, что для женщины цель - любовь, а се ...