Информация » Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка » Метод наблюдения для оценки волевых качеств.

Метод наблюдения для оценки волевых качеств.

Волевые качества оценивали классные руководители. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не присуще данному субъекту.

Признаки волевых качеств школьников:

Признаки дисциплинированности:

· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);

· добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т.д.);

· соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

· выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);

· умение самому найти себе занятие и организовать свое свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);

· умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

· стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

· умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

Признаки выдержки:

· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);

· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

· выполнение принятого действия без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

· проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.


Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообр ...

Экспериментальные и клинические данные
Хотя ПАРЛ остается малоисследованным, в двух работах рассмотрены его основные характеристики. В частности, Уитман, Тросман и Кениг (Whitman, Trosman, & Koenig, 1954) исследовали 400 амбулаторных больных и обнаружили, что наиболее распространенным диагнозом расстройства личности, основанным на перечне DSM-I, был пассивно-агрессивный ...

Экспериментальные и клинические данные
Кендлер, Грюнберг и Штраус (Kendler, Gruenberg, & Strauss, 1981) обнаружили, что шизотипическое расстройство личности среди биологических родственников приемных детей, страдающих шизофренией, распространено больше, чем среди биологических родственников испытуемых контрольной группы или приемных родственников испытуемых контрольной г ...