Информация » Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка » Метод наблюдения для оценки волевых качеств.

Метод наблюдения для оценки волевых качеств.

Волевые качества оценивали классные руководители. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не присуще данному субъекту.

Признаки волевых качеств школьников:

Признаки дисциплинированности:

· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);

· добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т.д.);

· соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

· выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);

· умение самому найти себе занятие и организовать свое свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);

· умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

· стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

· умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

Признаки выдержки:

· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);

· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

· выполнение принятого действия без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

· проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.


Дерево целей
Организация и содержание коррекционной работы. Работа с социальной подсистемой учитель-учащийся. Работа должна строится как система семинарских занятий по предлагаемой схеме. Предлагается три встречи с группой учителей, чьи ученики параллельно работают в психокоррекционной группе. В группе должно быть от 4 до 8 учителей. Лучше три за ...

Предмет и задачи экспериментальной психологии
Под экспериментальной психологией понимают 1. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С. Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной ве ...

Случай из практики
Следующий случай иллюстрирует, как можно применять когнитивный подход к лечению пациентов с диагнозом АРЛ. Он включает в себя упражнение «Обзор выборов» в рамках индивидуально разработанного лечебного вмешательства. Несмотря на сложность этого клинического случая, успех лечения был связан с ограниченным вмешательством, сосредоточенным н ...