Метод наблюдения для оценки волевых качеств.
Волевые качества оценивали классные руководители. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не присуще данному субъекту.
Признаки волевых качеств школьников:
Признаки дисциплинированности:
· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);
· добровольное выполнение правил, установленных коллективом;
· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т.д.);
· соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.
Признаки самостоятельности:
· выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);
· умение самому найти себе занятие и организовать свое свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);
· умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
· стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
· умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).
Признаки выдержки:
· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);
· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);
· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
· выполнение принятого действия без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
· проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.
Межличностная аттракция как механизм социальной перцепции
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги "Ка ...
Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания
Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис[30] выделяли факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.
Уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне м ...
Виды и смысл жизненных кризисов
Изменение жизненных ролей происходит в течение всей жизни человека, иначе она не может развиваться. Если эти трансформации протекают гармонично, то есть без чрезмерного обострения жизненных трудностей, или противоречия продуктивно решаются человеком, то происходит гармоничное развитие личности.
Жизненный кризис – это переходный период ...