Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.
Страница 3

Статья Ю.Е.Алешиной (1) представляет собой обзор исследований, опубликованных в 1977-1987 гг. в зарубежной научной печати и посвященных циклу развития семьи. Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был использован впервые в 1948г. Э.Дювалль и Р.Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция семьи - это деторождение и воспитание потомства. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла: I - формирующаяся семья, супруги женаты менее 5 лет, детей нет; II - детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; III - семья с детьми дошкольниками (от 3 до 5 лет 11 месяцев); IV - семья с детьми школьниками (от 6 лет до 12 лет 11 месяцев); V - семья с детьми подростками (от 13 лет до 20 лет 11 месяцев); VI - семья, «отправляющая» детей в жизнь (от 1-го до последнего ребенка, покинувшего семью); VII - супруги зрелого возраста (в семье не осталось ни одного ребенка, до окончания трудовой деятельности, до пенсии); VIII - стареющая семья, от момента ухода супругов на покой до смерти одного из них.

Громоздкость этой периодизации, невнимание к таким характеристикам, как стаж брака, возраст супругов послужили основанием для создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла - психологических, социологических, демографических и др. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К.Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий цикла: I - зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II - рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III - окончание выполнения семьей воспитательной функции, это период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV - дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V- супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Подобная градация хотя и допустима для целей исследования, проведенного Э.К.Васильевой (сравнение сельских городских семей), но мало приемлема для психологического изучения как семьи в целом, так и межличностных супружеских отношений, так как получается, что разные семьи проживают различное число стадий супружеских отношений. В последующие годы этот подход был подвергнут критике, например, в работах Г.Спаниера, Р.Сайера и Р.Лацелера (1,с.61) , и показано, что стадии в значительной мере перекрываются друг другом, т.е. на разные стадии цикла попадают супруги одинакового возраста, стажа, материального благополучия и т.п.

Ряд эмпирических исследований продемонстрировал, что понятие стадии семейного цикла само по себе имеет малую прогностическую ценность. Так, в работе С.Нока (1,с.61) для определения различных личностных и внутрисемейных характеристик индивида на различных этапах его жизни использовались три типа зависимых переменных: стадии семейного цикла, отсутствие или наличие детей в семье, проживающих с родителями в момент исследования, и стаж брака. Наибольшее число статистически значимых связей было получено между различными личностными, внутрисемейными и социальными характеристиками и фактом отсутствия или наличия детей, проживающих с родителями. Несколько меньше, но также довольно большое число зависимостей было получено между стажем брака и другими характеристиками. Наименьшее число и наименее интересные в содержательном отношении связи были получены между стадиями семейного цикла и другими переменными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Естественный эксперимент
Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию - это обеспечи ...

Межличностные отношения младших школьников с нарушениями интеллекта
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, – продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. "Продукт" в данном понимании – нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы – один из видов этого состояния. Отечеств ...

Происхождение дисфункциональных убеждений
Если учесть, что паттерны личности (когнитивная сфера, эмоции и мотивация) у людей с расстройствами личности отличаются от таковых у других людей, возникает вопрос: как эти паттерны развиваются? Чтобы ответить на этот вопрос даже кратко, мы должны вернуться к вопросу о взаимодействии природных особенностей и воспитания. Люди с особенно ...