Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.
Страница 7

В настоящее время в нашей стране получили большое распространение советы Д.Карнеги о том, как надо строить общение, чтобы оно было в личностном отношении комфортным. Признавая большую эффективность многих из них, А.А.Бодалев (6,с.76) отмечает, что « . они больше относятся к технологии общения и не претендуют на раскрытие психологической сути общения, всех его закономерностей».

Большой знаток человека и психологии отношений людей А.Моруа очень метко и образно выразил сложности межличностных отношений супругов: два сблизившихся корабля раскачиваются на волнах, борта их сталкиваются и скрипят. Действительно, добиться согласия в супружеской жизни непросто. Наиболее ответственным периодом в жизни супругов по праву можно считать начальный, когда молодожены сталкиваются с первыми - не любовными, не интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми. Период притирки характеров, взглядов на жизнь, семейный уклад - очеь сложный этап в отношениях, вызывающий подъем и спады молодых настроений молодых. Насыщенный самыми противоречивыми переживаниями, этот момент супружеской жизни часто запоминается на всю жизнь и отражается на дальнейшей судьбе семьи. Каждый из партнеров не только открывает мир другого, но и сам обнаруживает в себе что-то раньше не замеченное.

Учитывая стадийный характер развития семьи, авторы «Исследования уровней совместимости в молодой семье» предположили в качестве гипотезы, «что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности в зависимости от той или иной стадии развития семьи» (19,с.59). Определение этих особенностей является необходимым для разработки дальнейших программ изучения семейно-брачных отношений, практических рекомендаций по стабилизации семьи и проведения профилактической работы по психологической подготовке молодежи к семейной жизни. Исследование выполнено в рамках комплексной программы по изучению психологических аспектов семейно-брачных отношений, разрабатываемой Лабораторией дифференциальной психологии им.Б.Г.Ананьева НИИКСИ ЛГУ. П рабочему определению, молодой семьей считалась такая семья, супружеский стаж партнеров которой не превышал трех лет, а возраст супругов 25 лет. Учитывалось, что в своем развитии молодая семья может проходить несколько этапов. Кроме основной цели исследования еще была поставлена задача осветить некоторые вопросы выбора брачного партнера, в частности влияние родительской семьи на этот процесс.

Исходя из существующего понимания структуры каждого из уровней совместимости, для их изучения авторы исследования использовали следующие методики (19, с.60):

а) психологический уровень совместимости (для изучения характерологической направленности межличностного поведения индивидов использовалась методика, предложенная Т.Лири и модифицированная Ю.А.Решетняковым). Каждый из обследуемых оценивал трех лиц: самого себя, своего партнера и свой идеал партнера)\;

б) социально-психологический уровень совместимости (исследовался с применением методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанной А.Н.Волковой, позволяющей выяснить установки людей в области распределения семейных функций и на основе этого определить значимость различных семейных ценностей);

в) социокультурный уровень совместимости (изучался при помощи методики «Ценностные ориентации», разработанной Рокичем и адаптированной А.Гоштаутасом, А.Семеновым и В.Ядовым, ориентированной на получение иерархии жизненных целей и иерархии средств их достижения).

Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать следующие выводы:

1. При изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, т.к. каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Психологические особенности трудовой экспертизы
История применения экспертизы свидетельствует, что практически всегда в процессе её проведения решается задача поиска виновного. В каждом случае это определение вины техники или человека. Психология экспертизы реализуется: 1. В привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы; 2. Во влиянии непривычных экстремальных раздражите ...

Когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание
В дополнение к социальному избеганию многие избегающие пациенты также демонстрируют когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание. Они избегают думать о проблемах, которые вызывают дисфорию, и действуют так, чтобы сохранить это избегание. Появляется следующий типичный паттерн. Избегающие пациенты осознают чувство дисфории. (Они ...

Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1. убеждение; 2. упражнение и приучение; 3. обучение; 4. стимулирование; 5. контроль и оценка. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и редко применяются изолированно. Само по ...