Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.
Страница 7

В настоящее время в нашей стране получили большое распространение советы Д.Карнеги о том, как надо строить общение, чтобы оно было в личностном отношении комфортным. Признавая большую эффективность многих из них, А.А.Бодалев (6,с.76) отмечает, что « . они больше относятся к технологии общения и не претендуют на раскрытие психологической сути общения, всех его закономерностей».

Большой знаток человека и психологии отношений людей А.Моруа очень метко и образно выразил сложности межличностных отношений супругов: два сблизившихся корабля раскачиваются на волнах, борта их сталкиваются и скрипят. Действительно, добиться согласия в супружеской жизни непросто. Наиболее ответственным периодом в жизни супругов по праву можно считать начальный, когда молодожены сталкиваются с первыми - не любовными, не интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми. Период притирки характеров, взглядов на жизнь, семейный уклад - очеь сложный этап в отношениях, вызывающий подъем и спады молодых настроений молодых. Насыщенный самыми противоречивыми переживаниями, этот момент супружеской жизни часто запоминается на всю жизнь и отражается на дальнейшей судьбе семьи. Каждый из партнеров не только открывает мир другого, но и сам обнаруживает в себе что-то раньше не замеченное.

Учитывая стадийный характер развития семьи, авторы «Исследования уровней совместимости в молодой семье» предположили в качестве гипотезы, «что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности в зависимости от той или иной стадии развития семьи» (19,с.59). Определение этих особенностей является необходимым для разработки дальнейших программ изучения семейно-брачных отношений, практических рекомендаций по стабилизации семьи и проведения профилактической работы по психологической подготовке молодежи к семейной жизни. Исследование выполнено в рамках комплексной программы по изучению психологических аспектов семейно-брачных отношений, разрабатываемой Лабораторией дифференциальной психологии им.Б.Г.Ананьева НИИКСИ ЛГУ. П рабочему определению, молодой семьей считалась такая семья, супружеский стаж партнеров которой не превышал трех лет, а возраст супругов 25 лет. Учитывалось, что в своем развитии молодая семья может проходить несколько этапов. Кроме основной цели исследования еще была поставлена задача осветить некоторые вопросы выбора брачного партнера, в частности влияние родительской семьи на этот процесс.

Исходя из существующего понимания структуры каждого из уровней совместимости, для их изучения авторы исследования использовали следующие методики (19, с.60):

а) психологический уровень совместимости (для изучения характерологической направленности межличностного поведения индивидов использовалась методика, предложенная Т.Лири и модифицированная Ю.А.Решетняковым). Каждый из обследуемых оценивал трех лиц: самого себя, своего партнера и свой идеал партнера)\;

б) социально-психологический уровень совместимости (исследовался с применением методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанной А.Н.Волковой, позволяющей выяснить установки людей в области распределения семейных функций и на основе этого определить значимость различных семейных ценностей);

в) социокультурный уровень совместимости (изучался при помощи методики «Ценностные ориентации», разработанной Рокичем и адаптированной А.Гоштаутасом, А.Семеновым и В.Ядовым, ориентированной на получение иерархии жизненных целей и иерархии средств их достижения).

Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать следующие выводы:

1. При изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, т.к. каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Структура тренинга: предмет, цель и методы
Тем не менее, разобраться в понятии «тренинга» не так сложно, если последовать совету Ю.М. Жукова - прийти к понятию тренинга через определение его предмета (содержания), целей и методов [28,29,30]. Эта триада составляет фундамент любого тренинга. Содержание тренинга определяется тем, что подлежит развитию или совершенствованию. Мето ...

Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, как показали исследования, обусловлены совокупностью свойств. Три свойства: сила возбуждения и торможения, их подвижность, т. е. способность быстро сменять друг друга, уравновешенность между возбуждением и торможением, – составляющие тип нервной деятельности, могут образовывать раз ...

Память и её развитие в детском возрасте. Общая концепция развития памяти
Основным положением концепции развития памяти является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.[13] В концепции развития ребёнка вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их ...