Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.
Страница 7

В настоящее время в нашей стране получили большое распространение советы Д.Карнеги о том, как надо строить общение, чтобы оно было в личностном отношении комфортным. Признавая большую эффективность многих из них, А.А.Бодалев (6,с.76) отмечает, что « . они больше относятся к технологии общения и не претендуют на раскрытие психологической сути общения, всех его закономерностей».

Большой знаток человека и психологии отношений людей А.Моруа очень метко и образно выразил сложности межличностных отношений супругов: два сблизившихся корабля раскачиваются на волнах, борта их сталкиваются и скрипят. Действительно, добиться согласия в супружеской жизни непросто. Наиболее ответственным периодом в жизни супругов по праву можно считать начальный, когда молодожены сталкиваются с первыми - не любовными, не интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми. Период притирки характеров, взглядов на жизнь, семейный уклад - очеь сложный этап в отношениях, вызывающий подъем и спады молодых настроений молодых. Насыщенный самыми противоречивыми переживаниями, этот момент супружеской жизни часто запоминается на всю жизнь и отражается на дальнейшей судьбе семьи. Каждый из партнеров не только открывает мир другого, но и сам обнаруживает в себе что-то раньше не замеченное.

Учитывая стадийный характер развития семьи, авторы «Исследования уровней совместимости в молодой семье» предположили в качестве гипотезы, «что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности в зависимости от той или иной стадии развития семьи» (19,с.59). Определение этих особенностей является необходимым для разработки дальнейших программ изучения семейно-брачных отношений, практических рекомендаций по стабилизации семьи и проведения профилактической работы по психологической подготовке молодежи к семейной жизни. Исследование выполнено в рамках комплексной программы по изучению психологических аспектов семейно-брачных отношений, разрабатываемой Лабораторией дифференциальной психологии им.Б.Г.Ананьева НИИКСИ ЛГУ. П рабочему определению, молодой семьей считалась такая семья, супружеский стаж партнеров которой не превышал трех лет, а возраст супругов 25 лет. Учитывалось, что в своем развитии молодая семья может проходить несколько этапов. Кроме основной цели исследования еще была поставлена задача осветить некоторые вопросы выбора брачного партнера, в частности влияние родительской семьи на этот процесс.

Исходя из существующего понимания структуры каждого из уровней совместимости, для их изучения авторы исследования использовали следующие методики (19, с.60):

а) психологический уровень совместимости (для изучения характерологической направленности межличностного поведения индивидов использовалась методика, предложенная Т.Лири и модифицированная Ю.А.Решетняковым). Каждый из обследуемых оценивал трех лиц: самого себя, своего партнера и свой идеал партнера)\;

б) социально-психологический уровень совместимости (исследовался с применением методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанной А.Н.Волковой, позволяющей выяснить установки людей в области распределения семейных функций и на основе этого определить значимость различных семейных ценностей);

в) социокультурный уровень совместимости (изучался при помощи методики «Ценностные ориентации», разработанной Рокичем и адаптированной А.Гоштаутасом, А.Семеновым и В.Ядовым, ориентированной на получение иерархии жизненных целей и иерархии средств их достижения).

Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать следующие выводы:

1. При изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, т.к. каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Организация и проведение психологического эксперимента
Экспериментальное исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них является обязательными, часть — в некоторых случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок. Основные этапы психологического экспериментального исследов ...

Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как п ...

Воображение у детей
Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства. ...