Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.
Страница 12

Как утверждают зарубежные и советские исследователи (34), для образования устойчивых, надежных семейно-брачных отношений важен первый брак, и это в большей мере распространяется на мужчин. После неудачного первого брака уверенность в вероятности создания счастливой семьи невелика. Для женщин же он оказывается хорошим уроком. Она успешно использует опыт в новом браке, и его устойчивость становится все более высокой. Но существуют независимые от нашей воли объективные причины для супружеской дисгармонии - кризис в жизни семьи, когда отношения в ней проверяются на прочность. В одних семьях кризис не разрушает целостность и гармонию, а напротив, сплачивает и еще более укрепляет супружеские отношения. В других же семьях кризис нередко заканчивается распадом отношений: разводом супругов, разрывом связей с детьми или родственниками, нарастанием конфликтов. Большую ценность по этому животрепещущему вопросу представляет психоаналитическое исследование Гельмута Фигдора «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой» (41). Один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются родители и дети разводов, анализирует причины несостоятельности супругов, не сумевших сохранить семью и вовремя оказать своим детям необходимую помощь. Автор ищет ответ на следующие вопросы: почему развод потрясает детей и наносит травму, сумеет ли дети побороть свой душевный срыв, зарастут ли когда-нибудь их раны, как помочь им пережить послеразводный кризис и др. «Было бы ошибочным предположить, - пишет автор, - что хотя с разводом и начинается страдание детей, но с ним кончается кризис родителей. В действительности это вовсе не так и в последнее время появились многочисленные работы, которые исследуют разводный кризис бывших супругов. Личные их проблемы не только не уменьшаются, а наоборот, резко возрастают. Развод приносит многим родителям дополнительные психические социальные и экономические проблемы, о которых большинство из них вовсе не предполагало .» (41,с.80).

Не являемся ли мы сами причиной многих наших неприятностей? Что мешает нам полнее использовать свои способности и хорошо ли мы знаем свои ограничения? Умеем ли мы быть по-детски непосредственными или, наоборот, никак не можем сосредоточиться и стать серьезными? Мы любим поучать других или предпочитаем оставаться в стороне? В случае неудач мы скорее склонны обвинять себя или других? Эти и другие вопросы задают своим героям книги «Рожденные выигрывать» (10) признанные специалисты в области супружеских и семейных отношений, международные консультанты по межличностным отношениям в правительственных учреждениях, в системе образования и бизнеса доктор Мюриел Джеймс и профессор Калифорнийского университета и Калифорнийской ассоциации супружеских и семейных консультаций доктор Дороти Джонгвард.

«Не следует думать, что все проблемы человеческих отношений являются чисто психологическими. Более того, многие психологические проблемы порождаются совсем непсихологическими причинами и при помощи психологии разрешены быть не могут.

С другой стороны, никакая психологическая литература и никакие новые знания не помогут нам измениться, если у нас нет к этому настоящего внутреннего стремления. Часто его источником становится кризис, переживаемый личностью» (10,с.8).

Достижение личностью внутренней уверенности в себе и гармонии с собой и миром с помощью известных в современной психологии подходов - трансакционным анализом и гештальттерапии - главная направленность книги «Рожденные выигрывать». Люди часто осознают только часть себя. Например, женщина не может осознать или не хочет допустить, что иногда она ведет себя подобно своей матери; мужчина не может осознать или не хочет признать, что иногда ему хочется плакать, как ребенку.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Работа с гиперактивными детьми
Жизнь может быть очень тяжелой для детей с гиперактивностью. Они редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственной компетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в тех случаях, когда им все же удается достичь успеха, они объясняют его неконтролируемыми факторами, такими как легкость задания или уда ...

Клиническая картина и диагностика гиперактивности
Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой св ...

Принципы построения психологического тренинга
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами. С.И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп [с.46, 24]: организационные принципы (принцип комплектования группы тренинга, принцип физической закрытости); принцип пространственно-временной организации тренинга принципы создания среды тренинга(п ...