Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и
посторонними людьмиСтраница 1
Как уже отмечалось, для любого ребенка самым важным человеком для постижения окружающего мира, формирования отношений к нему является мать. Самыми значимыми, во многом определяющими отношения с другими людьми, являются отношения с ней, с отцом, с другими членами семьи. Так как по сравнению со здоровыми детьми больной с церебральным параличом имеет резко суженный круг социального общения, меньшую степень самостоятельности, отношения с членами семьи приобретают в процессе развития его личности особую роль.
Первый человек, с которым новорожденный формирует отношения, — это его мать. Они получили название раннего диалога или протодиалога. От его успешности во многом зависят психическое развитие ребенка, формирование его личности. D. W. Winnikott писал, что у новорожденных есть потребности очень тонкой природы, которые могут быть удовлетворены только при человеческом контакте. Возможно, ребенку нужно войти в ритм дыхания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется сердце взрослого. Или младенцу необходимы запахи матери и отца, или звуки, которые обозначают живое, или краски, движение. В процессе диалога, осуществляемого посредством невербального общения и при помощи так называемого проторазговора, устанавливаются экспрессивно-эмоциональные коммуникации, идет становление типа семейного воспитания. При этом состояние здоровья матери и состояние здоровья ребенка являются взаимозависимыми.
При рождении ребенка с церебральным параличом его мать переживает разочарование, связанное с несбывшимися надеждами на счастливое материнство, испытывает чувство вины, нередко — собственной неполноценности. Она не уверена в своих действиях, нередко старается избегать лишних контактов с младенцем, вызывающих у нее повышение тревоги, старается сводить их к минимуму. В результате протодиалог не возникает, нарастает отчужденное отношение матери к ребенку, что в итоге может привести ее к апатии. Отношения больного ребенка с другими членами семьи также определяются тем, что для них его рождение, как правило, является психотравмой. При этом, во-первых, происходят изменения внутри семейной системы, пересматриваются и перераспределяются семейные роли и обязанности, а во-вторых, меняется социальный статус семьи, ее отношения с микросоциумом. Семья, в которой родился ребенок с церебральным параличом, часто оказывается в изоляции. Ее члены болезненно переживают, что не могут вести такой активный образ жизни, как прежде. Негативные эмоции усугубляются нетактичным поведением знакомых, соседей, иногда медицинских и социальных работников. Все это часто развивает у членов семьи, особенно у родителей больного ребенка, чувство собственной неполноценности.
Наиболее кардинальные изменения происходят в жизни матери ребенка-инвалида. Как правило, она попадает в условие социальной изоляции, так как вынуждена большее время отдавать уходу за ребенком. Часто это несовместимо с продолжением учебы, работы, приводит к резкому сокращению круга общения, в том числе и с мужем, ограничивает возможности развлечений, отдыха.
Мужчина также глубоко переживает обретение нового статуса «отца инвалида», свою неспособность кардинально изменить ситуацию. Часто он ищет забвения в работе, объясняя это желанием заработать больше денег, необходимых для лечения и содержания семьи. К сожалению, нередко мужчина не выдерживает испытаний и бросает жену с больным ребенком, что, естественно, приводит к ухудшению ее состояния и сказывается на ребенке. 27% детей с церебральными параличами воспитываются матерями-одиночками.
Формирование отношений больного с церебральным параличом с близкими людьми протекает на фоне частых семейных конфликтов, виновник которых он сам. Основными причинами конфликтов в семье инвалида детства часто являются поиски виновного в его заболевании. Иногда, утихая и вновь вспыхивая, споры по этому поводу длятся месяцами. Иногда кому-нибудь из супругов (чаще мужчине) удается убедить другого в его виновности. Более 40% матерей, имеющих детей с церебральными параличами, испытывают глубокое чувство вины, думают о суициде. 70% детей с церебральными параличами проживают в неблагополучных и неполных семьях. Реже супруги создают псевдосолидарное объединение, основанное на обвинении третьих лиц (чаще врачей). Любой из вариантов деструктивно влияет на жизнедеятельность семьи и формирование личности ребенка. Часто разногласия в семье вызваны разными взглядами на вопросы лечения больного, его воспитания, организации ухода за ним. Материальные трудности, с которыми, как правило, сталкивается семья, усугубляют проблемы.
Отдельные вмешательства
Стандартные когнитивные подходы в психотерапии (Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979; Beck & Emery with Greenberg, 1985) используют в работе с этими пациентами, чтобы помочь им справляться с депрессией, тревогой, приступами паники, фобиями и бессонницей. Методы выявления противоречий в логике пациента и стандартные письменные поведен ...
Становление экспериментального метода в психологии
Наиболее важными характерными признаками науки являются:
а) систематический характер входящих в ее состав знаний;
б) пользование определенными методами исследования;
в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами.
Г. Эббингауз говорил, что у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Сам термин «п ...
Зависимое расстройство личности
Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья.
Представление о себе. Они чувствуют себя нуждающимися, слабыми, беспомощными и некомпетентными.
Представление о других. Они идеализируют образ сильного «оп ...