Информация » Психическое развитие детей с церебральным параличом » Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и посторонними людьми

Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и посторонними людьми
Страница 3

Для предотвращения отчужденного отношения к больному ребенку матери необходимо дать ей инструкцию вести себя с ним так, как со здоровым. Родители должны знать особенности развития и интересы здорового ребенка, помнить, что больной церебральным параличом, прежде всего, ребенок, стараться не лишать его детства. Это будет способствовать активному контакту матери и ребенка, лучшему взаимопониманию, уменьшению уровня тревоги в системе взаимоотношений мать—дитя.

На раннем этапе развития ребенка с церебральным параличом важными задачами медицинских работников являются поддержка семьи, сосредоточение ее усилий на сплочении и решении текущих задач, возникающих «здесь и сейчас», на формировании правильных стереотипов общения с младенцем, адекватного типа семейного воспитания.

Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье

Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье оказывает влияние на формирование его отношений как к окружающему миру, так и к людям и к себе. В работах многих исследователей подчеркивается негативная роль дисгармоничного воспитания на формирование личности, возникновение акцентуаций, невротических расстройств, психопатий.

Обстановка, сложившаяся в семье больного с детским церебральным параличом в связи с его рождением, с первых дней жизни малыша способствует формированию дисгармоничного (неправильного, патологизируюшего) типа семейного воспитания, осложняющего развитие ребенка.

Также одной из частых причин дисгармоничного семейного воспитания ребенка с церебральным параличом является ранняя материнская депривация. По данным Е. В. Крыжко, детей до 70% с церебральными параличами имеют в анамнезе указания на то, что в первые часы жизни у них отмечались серьезные нарушения, требующие реанимационных мероприятий. Большинство этих новорожденных были разлучены с матерью, нередко на длительные сроки (на 1,5— 2 месяца). После выписки родители нередко стремятся компенсировать ребенку недостаток положительных эмоций путем излишнего удовлетворения потребностей своих детей.

Сравнительный анализ семей, имеющих здоровых детей и семей детей с церебральными параличами, обучающихся в специализированной школе «Динамика», выявил значимые различия по типам семейного воспитания (отличие по критерию Пирсона х2 = 67,3). Неправильное воспитание в семье получали всего 20% здоровых детей и 78% детей с церебральными параличами. При этом чаще всего такое воспитание носило характер гиперпротекции.

По мнению М. Раттер, воспитание в семье детей с церебральными параличами, как правило, приобретает характер гиперпротекции по следующим причинам:

• как следствие осложнений при родах и наличия дефекта у детей;

• как реакция на враждебное отношение к своему ребенку и неприятие его;

• как стремление компенсировать негармоничные супружеские отношения;

• как стремление родителей компенсировать недостаток родительского тепла в их собственном детстве путем излишнего удовлетворения потребностей своих детей.

Э. Г. Эйдемиллер выделяет два типа гиперпротекции: потворствующую и доминирующую.

Потворствующая гиперпротекция характеризуется стремлением членов семьи к максимальному удовлетворению потребностей ребенка, находящегося в центре внимания. При этом типе воспитания у ребенка ограничены возможности проявления самостоятельности, формируется его полная зависимость от родителей, личность приобретает черты эгоцентризма и демонстративности.

При доминирующей гиперпротекции ребенок также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако при этом он постоянно сталкивается с мелочным контролем, с различными ограничениями и запретами, полностью лишен самостоятельности. Нередко это провоцирует реакции негативизма и эмансипации, аффективные вспышки. Личность, формирующаяся таким образом, характеризуется астеническими чертами.

Помимо гиперпротекции, Э. Г. Эйдемиллер выделяет патологизирующее семейное воспитание по типу повышенной моральной ответственности, которое также иногда применяется в семьях, имеющих ребенка с церебральным параличом. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям, формирует личность с тревожно-мнительными чертами. Для родителей, склонных к этому типу воспитания, диагноз ДЦП часто звучит как приговор. Они ставят перед собой цель во что бы то ни стало вылечить больного ребенка, поставить его на ноги. Для этого они постоянно консультируют больного у разных врачей, иногда экстрасенсов, колдунов, ищут новейшие методики лечения (медикаментозного, оперативного, массажа, гипсования и пр.), буквально изнуряя ими ребенка. При этом ребенок попадает в условия не только не способствующие нивелированию последствий неблагоприятных перинатальных факторов, но, напротив, усугубляющие их.

Страницы: 1 2 3 4


Идеальная цель воспитания
История знает личности, феноменально развитые в ка­кой-то одной области: П. Чайковский - в музыке, И. Репин - в живописи, А. Эйнштейн - в математике, И. Курчатов - в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в несколь­ких направлениях - Леонардо да Винчи - художник, мате­матик, механ ...

Заикание
При заикании ребенка в его речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: - употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, а); - повторение п ...

Формирование Я–концепции
Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однак ...