Психологические теории мотивации
Психологические теории мотивации нужно классифицировать исходя из 2-х основных концепций поведения человека (реактивный и активный см. «Воля»)
Концепция реактивности
1. Теория инстинктов Магдауголла.
В качестве ведущих инстинктов определяющих человеческое поведение он предложил 10, а позже добавил еще 8. В его списке были такие инстинкты как: строительство, изобретательство, бегство, стадность…);
2. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
Три основных инстинкта:
Первый инстинкт жизни (либидо или сексуальное стремление); Второй – инстинкт смерти; Третий – инстинкт агрессивности;
3. Бихвиористическая теория.
В основе – классическая схема стимул–реакция дополняется понятиями, которые описывают мыслительные процессы, осознанные желания и различные виды научения. Поведение человека зависит не только от окружающей среды, т.е. стимула, но и от мыслительной оценки этих стимулов самим человеком.
- окружение;
- мыслительная оценка;
- собственное поведение.
Концепция активности
1. Теория американца Г. Мюррея.
Предложил в дополнение к списку инстинктов Макдауголла своим собственным списком «социальных мотивов поведения». Он назвал инстинкты Макдауголла первичными, а социальные мотивы – вторичными.
2. Теория А. Маслоу «Классификация потребностей» (одна из гуманистических теорий).
3. Теория Д. Роттера «Классификация человеческих потребностей» – 6 групп потребностей:
1. Статус признания – желание чувствовать себя компетентным в разных областях и ощущать, что эту компетентность признают другие;
2. Защита – зависимость. Это желание получать помощь от других людей;
3. Доминирование. Это потребность влиять на других людей;
4. Независимость. Потребность принимать собственные решения;
5. Любовь, привязанность. Потребность быть привязанным к кому-либо, любить;
6. Потребность в физическом комфорте (чтобы было тепло, сытно и уютно).
Роттер считал, что каждая потребность имеет свой потенциал (это вероятность ее удовлетворения). И каждая потребность имеет ценность, т.е. важность для конкретного человека. Прогноз поведения Роттер предлагал осуществлять по формуле:
Потенциал потребности = ценность потребности + свобода действия.
Причем свобода действия – это оценка самим человеком последствий своего поведения.
Направленность личности.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. К мотивам относятся: интерес, убеждения, психологическая установка.
Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно, для индивида, интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомится с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.
Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.
Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и шире – для того общества, к которому принадлежит личность.
Интересы различаются по широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других – распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью.
Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса.
Интересы – это важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.
Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Все выше перечисленные мотивы являются осознанными, но есть еще и не осознаваемые побуждения, такие как психологическая установка.
Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Например, когда людей просят смотреть на неподвижную точку, им кажется, что она движется, причем каждому в разных направлениях. Если в группе есть лидер, то он своими доводами убедит людей, что точка движется, например, вправо и так потом будут думать все. Эта установка не осознается людьми.[2; 336]
Система фонем
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторны ...
История изучения и статистика детской гиперактивности
Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».
S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним ...
Исторический обзор
Термин «избегающая личность» впервые использовал Миллон (Millon, 1969). Он описал эту личность как состоящую из паттерна «активной обособленности», проявляющегося в «страхе и недоверии к другим людям».
«Эти люди постоянно следят за тем, чтобы их побуждения и стремление к любви не привели к повторению боли и страданий, испытанных ими ра ...