Информация » Формирование личности » Психологические теории мотивации

Психологические теории мотивации

Психологические теории мотивации нужно классифицировать исходя из 2-х основных концепций поведения человека (реактивный и активный см. «Воля»)

Концепция реактивности

1. Теория инстинктов Магдауголла.

В качестве ведущих инстинктов определяющих человеческое поведение он предложил 10, а позже добавил еще 8. В его списке были такие инстинкты как: строительство, изобретательство, бегство, стадность…);

2. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

Три основных инстинкта:

Первый инстинкт жизни (либидо или сексуальное стремление); Второй – инстинкт смерти; Третий – инстинкт агрессивности;

3. Бихвиористическая теория.

В основе – классическая схема стимул–реакция дополняется понятиями, которые описывают мыслительные процессы, осознанные желания и различные виды научения. Поведение человека зависит не только от окружающей среды, т.е. стимула, но и от мыслительной оценки этих стимулов самим человеком.

- окружение;

- мыслительная оценка;

- собственное поведение.

Концепция активности

1. Теория американца Г. Мюррея.

Предложил в дополнение к списку инстинктов Макдауголла своим собственным списком «социальных мотивов поведения». Он назвал инстинкты Макдауголла первичными, а социальные мотивы – вторичными.

2. Теория А. Маслоу «Классификация потребностей» (одна из гуманистических теорий).

3. Теория Д. Роттера «Классификация человеческих потребностей» – 6 групп потребностей:

1. Статус признания – желание чувствовать себя компетентным в разных областях и ощущать, что эту компетентность признают другие;

2. Защита – зависимость. Это желание получать помощь от других людей;

3. Доминирование. Это потребность влиять на других людей;

4. Независимость. Потребность принимать собственные решения;

5. Любовь, привязанность. Потребность быть привязанным к кому-либо, любить;

6. Потребность в физическом комфорте (чтобы было тепло, сытно и уютно).

Роттер считал, что каждая потребность имеет свой потенциал (это вероятность ее удовлетворения). И каждая потребность имеет ценность, т.е. важность для конкретного человека. Прогноз поведения Роттер предлагал осуществлять по формуле:

Потенциал потребности = ценность потребности + свобода действия.

Причем свобода действия – это оценка самим человеком последствий своего поведения.

Направленность личности.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. К мотивам относятся: интерес, убеждения, психологическая установка.

Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно, для индивида, интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомится с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и шире – для того общества, к которому принадлежит личность.

Интересы различаются по широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других – распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса.

Интересы – это важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Все выше перечисленные мотивы являются осознанными, но есть еще и не осознаваемые побуждения, такие как психологическая установка.

Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Например, когда людей просят смотреть на неподвижную точку, им кажется, что она движется, причем каждому в разных направлениях. Если в группе есть лидер, то он своими доводами убедит людей, что точка движется, например, вправо и так потом будут думать все. Эта установка не осознается людьми.[2; 336]


Экспериментальная часть. Внимание
Внимание – психофизиологический процесс (состояние человека), которое выражается в сосредоточенности человека на одних объектах и игнорировании всех остальных. Основные свойства внимания. Сосредоточенность. Это удержание внимания на одном объекте или деятельности при отклонении всего остального. Сосредоточенность внимания обычно свя ...

Неэкспериментальные методы в психологии: наблюдение, беседа, опрос, тесты
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX в. в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социа ...

Тесты
Тест - это особый вид неэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных ...