Экспериментальная психология и педагогическая практикаСтраница 1
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности — обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, который учитель, в силу разных причин, не всегда может осуществить.
В последнее время традиционным в деятельности детских психологов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются личностные и межличностные отношения и т.д.
Так как деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, их родители или учителя, то основной целью психологической службы в целом можно считать содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию разного рода затруднений в ее развитии. Системность работы психолога обеспечивается следующим образом. Во-первых, психолог рассматривает личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений (от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах, оказывающих на него определенное влияние). Во-вторых, используемый работниками психологической службы методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.
В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися необходимо вести на пяти важнейших уровнях.
1. Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.
2. Индивидуально-психологический уровень определяет развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т.д.) субъекта.
3. Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.
4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.
5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.
Кроме того, в систему работы психологической службы должны быть включены различные виды работ с персоналом учреждений образования (совместные комплексные исследования, консультации, семинары и т.д.), направленные не только на повышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности школы от реальной жизни. Необходимость этой формы работы вызвана также тем, чтобы избежать превращения психологической службы в «скорую помощь» или «стол заказов», выполняющий только порученные задания, чтобы психолог мог владеть психологической ситуацией в школе, сам определял перспективы своего развития, стратегию и тактику взаимодействия с различными группами учащихся и индивидами.
Фундаментальные знания, как и знания, полученные в системе других наук, используются педагогикой, для решения задач обучения и воспитания. Экспериментальная психология предполагает необходимые ориентиры в современных способах организации экспериментального исследования и системах методов тяготеющих к экспериментальным.
Одним из главных методов психологии является эксперимент, который опирается на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. А личность и различные группы людей являются готовой экспериментальной площадкой для психологов.
Психология опережает педагогику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что по значению для педагогики, психология занимает первое место среди всех наук, т.к., чтобы учить и воспитывать, необходимо знать психику воспитуемых и обучаемых. Ни одна проблема педагогики не может быть решена без опоры на психологические знания.
Современный целостный подход, позволяющий более эффективно осуществлять процесс преподавания различных дисциплин в школе и воспитания учащихся, усиливает роль психологии как науки в подготовке педагогических кадров нового поколения.
Наблюдательность
Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее "теряет голову", а вместе с этим и наблюдательность.
У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется.
Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет ...
Гистрионное расстройство личности
Понятие «истерия» имеет долгую историю, охватывающую более чем четыре тысячи лет (см. резюме в книге: Vieth, 1977). Использование этого термина вызывает споры, и понятие «истерия» было отвергнуто феминистками как сексистский ярлык, часто использовавшийся, чтобы принизить значение женских проблем всякий раз, когда они предъявляли жалобы, ...
Шизотипическое расстройство личности
Хотя для шизотипического расстройства личности характерны социальная изоляция, ограниченные или неадекватные эмоции и необычное поведение, наиболее замечательная его особенность — причудливость когнитивной сферы. Когнитивные искажения при этом расстройстве более серьезны, чем при всех других расстройствах личности. Они в целом делятся н ...