Возможности применения эксперимента в деятельности педагога
Исследование научное педагогическое – процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Задача педагогического исследования – конкретизированные или более частные цели педагогического исследования. Педагогическая психология - изучает закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения. В педагогической практике эксперимент относится к одному из научных методов исследования. С помощью эксперимента можно получить достоверную информацию, которая в дальнейшем может быть использована для решения личностных и коллективных проблем воспитанников. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продумано, создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, появляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими явлениями. В деятельности педагога эксперимент нередко применяется с целью выявления конкретных качеств личности и ее поведенческих аспектов в коллективе, а так же для выявления уровня различных психических процессов. Для разработки новых практических методов и теории воспитания необходим эксперимент, так как только путем различных вариантов взаимодействия с воспитуемыми возможно достичь гармонии в сложном искусстве педагога. Обучающий эксперимент - характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, "актуального" уровня и конечного, соответствующего "зоне ближайшего развития". Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг. Зона ближайшего действия - теоретический конструкт, призванный объяснить возможности человеческого учения. Специфика - характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
В школах чаще всего применяется:
Естественный эксперимент. Проводится в условиях трудовой деятельности, учения, игры и т.д. Вошел в арсенал психологии после работ А.Ф. Лазурского, который разработал приемы естественного эксперимента.
Психолого-педагогический эксперимент. Появился в 30-х гг. на базе разработанного А.Ф. Лазурским метода естественного эксперимента. Призван улучшить обучение школьников, и подразделяется на:
а) констатирующий;
б) Формирующий.
Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...
Дифференциальная диагностика
Необходимо проводить дифференциальную диагностику между шизоидным и избегающим расстройствами личности. Хотя ни те ни другие пациенты не сообщают о наличии близких друзей и могут казаться отчужденными, их можно дифференцировать. Это различие очевидно, потому что люди с избегающим расстройством личности хотят установить межличностные отн ...
Самокритика
Находясь в социальных ситуациях либо ожидая столкнуться с такими ситуациями в будущем, избегающие пациенты часто имеют ряд самокритических автоматических мыслей. Эти мысли вызывают дисфорию, но редко оцениваются, поскольку пациенты предполагают, что они справедливы. Эти мысли являются результатом вышеописанных негативных схем. Типичные ...