Права испытуемого и их соблюдение
«Не навреди!» — принцип, который приложим к любому виду профессиональной деятельности. В любом инженерном изделии предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность пользователя. Однако медицина и психология слишком близко подходят к границе интимного мира человека, непосредственно касаются проблем его здоровья и часто возможности продолжения жизни, чтобы рассматривать один из принципов общечеловеческой этики. Поэтому «не навреди!» специально декларируется как принцип профессиональной этики врача (клятва Гиппократа) и во многих странах — как основа профессионального кодекса психолога. Следует заметить, что человек достаточно легко демонстрирует врачу свое больное тело, но очень не любит, когда кто-либо пытается «заглянуть ему в душу», и всячески препятствует этому, Это накладывает особые требования к профессиональному поведению психолога, к особой деликатности общения с испытуемым.
Во многих странах приняты специальные профессиональные кодексы психолога, регламентирующие его деятельность, устанавливающие для этой деятельности строгие этические рамки. В России (а ранее в СССР) дальше проектов и предложений дело с принятием соответствующего кодекса не пошло.
Тем не менее, приведем некоторые требования этики, специфичные именно для психолога-экспериментатора. При работе с испытуемыми необходимо:
1) получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему, цель и задачи исследования, его роль в эксперименте и той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своем участии;
2) защитить испытуемого от вреда и дискомфорта;
3) заботиться о конфиденциальности информации об испытуемых;
4) полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.
При работе с животными запрещается:
1) наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определенными утвержденной программой;
2) необходимо обеспечить достаточный комфорт содержания животных.
Сиблинговая позиция как предиктор значимых аспектов психосоциального
развития личности в юношеском возрасте
В классической и современной отечественной и зарубежной психологии представлены многочисленные научные факты, отражающие влияние порядка рождения детей на их положение в семье (сиблинговая позиция) и на развитие личности ребёнка в течение всей жизни (Адлер А., Толман У., Салловей Ф., Хоментаускас Г.Т., Захаров А.И., Bossard J., Bower B. ...
Задача 4
Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе
Классногo руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отплекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых ...
Мысль – это следствие желания
Мысль является следствием порождением желания. Например, человек постоянно стремится к власти, или занят поисками животных наслаждений, или новыми путями добычи денег, - сводки с биржи, 24 часа в сутки его мысли крутятся вокруг этого, не спит, не ест, готов пожертвовать другими удовольствиями ради этого, не способен думать о чем-то, что ...